понедельник, 30 ноября 2020 г.

 

Семенцов М.В.

Использование средств и продуктов животного происхождения в народной медицине кубанских казаков XIX – XX веков

 

Свинья. Свиной жир употребляли при простуде, воспалении легких, туберкулезе. От кашля пили горячий смалец с молоком. При ревматизме тело растирали смальцем. При огнике (вогныке) лицо смазывали салом, которое затем выбрасывали через голову за порог. Применяли также свиное сало, смешанное с сажей от котелка, в котором варили пищу в поле. Если человек терял слух, то ему в ухо закапывали свиной жир, смешанный с луковым соком. Растертым в свином сале порохом лечили раны. От лихорадки "жидовки" (приступы исключительно ночью) мазали лицо освященным салом. Плиснявки лечили свиной слюной. При поносе употребляли пережженный на золу свиной желудок. Болезнь, которая называется васа (чешется между пальцами ног и пухнет) лечили ванночками из свиной мочи. Свиной помёт поджаривали на сковородке вместе с льняным маслом и тепловатым прикладывали к опухшим местам при скарлатине. Свиной желчью мазали нарывы, раны, её пили с мёдом "от желудка". Огнестрельные раны закладывали растопленным свежим свиным салом или мозгами.

Медведь. Медведь, как животное огромное и сильное, как считалось, мог чудесным образом повлиять на здоровье человека. "Для здоровья младенца" следовало покатать его верхом на медведе. При радикулите медведь должен был "потопать" по спине больного. Медвежий жир пили при воспалении легких и туберкулезе, а желчь применяли при болезнях желудка и ревматизме.

Кошка. Кошка, как считалось, относится к "нечистым" животным, с ней связано немало суеверий, примет, запретов. Так, ребёнку запрещалось спать с кошкой ("кошка мурлыканьем память заберёт"). В облике "мохнатой кошки" с закрученными вниз рогами представляли лихорадку. По народным представлениям кошка связана с домовым. Считалось, что кошка "убивает змею", поэтому змеиный укус обводили лапой одномастной кошки. При насморке поджигали хвост черной кошки (живой) и давали нюхать больному. Кошачьи экскременты применялись при лечении рака, экзем. Пережженной кошачьей шерстью лечили царапины, причиненные кошкой. Кошачьи мозги использовались в любовной магии (при их помощи делали "присухи").

Гадюка. "Змеи, черепахи и другие земноводные считаются в высшей степени вредными существами. За одну убитую змею Бог прощает 10 грехов" – отмечал Ф.Ф. Арканников. За змею, убитую на Сдвиженье (Воздвиженье Животворящего Креста Господня) прощается 40 грехов. Считалось, что змея могла заползти в рот к человеку (как правило, во время сна). В таких случаях перед лицом пострадавшего следовало положить зеркало и несколько ягод земляники. Считалось, что змея, увидев ягоды, выползет. Змея могла быть причиной лихорадки. "Сидели мы за скирдами, в холодочку, а потом она солома падает и падает. Гадюка упала за рубашку, а потом как выскочет с подола, да в сарай. Я тода заболела. У меня температура сразу, жар. Палит меня малярия" (Семенцова А.П., 1912 г.р., ст. Новодонецкая Краснодарского края). Одно из наказаний за нарушение запрета на работу в православные праздники также связано со змеями. Говорили, что, если кормящая ребёнка женщина работает в праздники, к её груди присосутся змеи. В случае засухи полагалось убить змею (лягушку) и повесить её на куст. Кожа гадюки ("выползок"), найденная осенью, высушивалась, толклась в порошок и употреблялась при лечении ран, лихорадки (пили с водой). Этот же порошок применяли и во вредоносных целях – у человека, выпившего порошок, "в серёдке заведутся гадюки". Если долго "трепала" лихорадка, то на груди, "вместо крестика", носили кожу змеи ("гадючью рубашку"). Считалось, что голова гадюки, повешенная на шею хоть на один день, излечивает какую угодно лихорадку.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий