суббота, 21 ноября 2020 г.

 

Степанов Г.Г.

 

Закат в крови

 

Все это утро шли ожесточенные атаки, но корниловцы не улучшили свои позиции.

 Генерал Эрдели под натиском красных сил сдал Пашковскую и вернулся к Садам. Бронепоезда красных взяли его конницу под обстрел.

Встретив Машу Разумовскую в домике на ферме, Ивлев сказал ей:

 — Алла Синицына убита. Лежит у моей бабушки. Адрес: улица Кожевенная, дом Ивлевой Прасковьи Григорьевны…

 Разумовская, как бы не поняв смысла того, что услышала, глядела на Ивлева дико округлившимися глазами. Потом коротко вскрикнула и спрятала лицо в ладонях.

 Ивлеву показалось, что и он на месте ее так же точно вскрикнул бы…

 — Алла… Аллочка, как же я-то без тебя теперь буду? Я… я отныне не сестра милосердия! — Разумовская в бешенстве сорвала с головы и бросила на землю белый платочек с’ алым крестиком. — Сейчас же пойду в пулеметную команду, буду мстить им, мстить без всякой пощады…

Разумовская вновь закрыла лицо руками, и слезы просочились меж пальцев.

 А через несколько минут Маша и Однойко на санитарной линейке поехали за убитой, чтобы похоронить ее здесь, на берегу Кубани.

Наконец поднялся Корнилов.

 — Я назначаю решительный штурм Екатеринодара на утро. Другого выхода нет! Мы не смеем отказаться от основной цели нашего похода. Я скорее застрелюсь, нежели отступлюсь от задачи взять город. Итак, штурм назначаю на утро. Я сам поведу войска…

 Все генералы и войсковой атаман Филимонов молча вышли из комнаты.

 Марков, подойдя к своим ординарцам, дожидавшимся у крыльца домика, негромко сказал:

 — Вот что, друзья: наденьте чистое белье, у кого оно есть. Решено штурмовать Екатеринодар. Город мы не возьмем, а если и возьмем, то погибнем.

Деникин после совещания остался вдвоем с Корниловым и, глухо покашливая, спросил:

 — Лавр Георгиевич, почему вы так непреклонно настаиваете на штурме?

 — Нет другого выхода, Антон Иванович, — не поднимая глаз, ответил Корнилов. — Если не возьмем Екатеринодар, то мне ничего не останется, как пустить себе пулю в лоб!..

 — Ваше высокопревосходительство, — встревожился Деникин, — ежели генерал Корнилов покончит с собой, то никто не выведет армии — она погибнет.

 — Вы, как мой помощник, выведете! — бросил Корнилов, взглянув Деникину в лицо.

В комнату вошел генерал Казанович. Корнилов обратился к нему:

 — Я решил штурм вести всеми силами. Один лишь ваш полк будет в резерве. В решительную минуту я сам двину его в дело. Мы все можем погибнуть, но отступление без снарядов и патронов закончится тем же.

 Казанович молча выслушал командующего и вышел из комнаты. На крылечке дома он, худой, нервный, порывистый, столкнувшись с Романовским, горячо сказал:

 — А я еще позавчера ночью был в Екатеринодаре. По Батарейной улице вышел на Кузнечную. Там перехватил подводы со снарядами и патронами. Одна подвода оказалась со свежевыпеченными, еще теплыми булками. Ей мы больше всего обрадовались. Ведь с утра во рту не было ни крошки.

— Чего же вы не продвигались дальше, к центру города? — Романовский с раздражением поглядел на бледное, усталое, с мешками под глазами лицо Казановича, на его узкую светлую бородку, подстриженную клинышком.

 — Я прорвался в город всего-навсего с двумя сотнями людей. — Казанович нервно поправил бинт, поддерживающий раненую руку. — Нас должен был поддержать полковник Неженцев, и мы дожидались его до полуночи. А он дальше своего холма не пошел. Когда же ночью я послал разведку, то оказалось — там, где по моим расчетам должны были находиться офицеры Корниловского полка, стоял довольно значительный отряд красных. Оставаться в городе, переполненном красноармейцами, чтобы нас утром перехлопали, как куропаток, было нельзя. Поэтому в полночь я приказал офицерам снять погоны и просочиться сквозь позиции красных. В пути, встречая большевиков, мы называли себя первым кавказским отрядом, прибывшим бить кадетов.

— Недурно придумано! — наконец ухмыльнулся Романовский. — И вам верили?

 — Разумеется! Мы — русские, и они — русские. Нам беспрепятственно дали выйти на передний рубеж обороны. И лишь тут, когда мы пошли дальше, красноармейцы закричали: «Куда? Куда вы? Там кадеты!» Наконец сообразили, кто мы, и открыли пальбу. Но было уже поздно. Наш отряд ушел от них уже шагов на триста. Вот только подводы с нашими трофеями они отсекли…

Комментариев нет:

Отправить комментарий