Семенцов М.В.
Использование средств и
продуктов животного происхождения в народной медицине кубанских казаков XIX – XX веков
Курица. В славянской мифологии курица
связана со смертью, болезнью и исцелением, свадьбой и половым актом. С курицей,
куриными яйцами связано лечение многих болезней, лечебно-магические обряды. На
Кубани курица фигурирует в свадебном обряде (в ряде станиц во время сватовства,
после брачной ночи и на второй день свадьбы). Известна и примета, связанная с
неестественным поведением курицы: крик по-петушиному предвещает несчастье,
смерть. С курицей связаны многочисленные гадания и следующая любопытная
примета, которую приводит П. Горбанев в своей статье "Суеверия, приметы,
гадания, заговоры, распространенные среди жителей г. Ейска": "Если
едешь пахать землю или рыбу ловить, нельзя спрашивать: "Куда едешь?".
На первый вопрос ругаются и отвечают: "Закудахтало!" и ожидают
неудачи".
Если курица запоёт
петухом, – не быть добру, должно случиться несчастье, а чтобы его устранить,
ловят курицу и отвертывают ей голову, приговаривая: "не пой курица
петухом!" или "на свою голову запела". В народной медицине
кубанских казаков с курицей связано лечение сухот, куриной слепоты, болезней
печени, ран, бородавок, ревматизма, малокровия. Ношение ребенка "под
кур" ("под курей", "под куриный насест") – наиболее
распространенный способ лечения бессонницы у кубанских казаков. По
свидетельству дореволюционного автора Розенберга, в станице Родниковской этот
способ лечения употреблялся преимущественно зимой, а летом широко
практиковалось лечение маком. Вечером, когда куры усядутся на насест, ребенка
несут под насест в курятник. "Там, держа на руках больного, читают трижды
"Отче", но оканчивают эту молитву словами (не как обыкновенно)
"Яко ты есы мыр и тышина и спокой душам и тилысам нашим. И твое есть царство
и Сына и Св. Духа. Аминь". Как правило, заговор был обращен к курам:
"Куры белые, куры черные, куры желтые…", "Куры-курицы…",
"Куры рябые, куры пестрые, валохатые…", "Курочка ряба, белая,
серая…", но иногда в курятнике обращались к другим мифологическим
персонажам (зарнице, вечерней зарнице, красной девице). В курятнике ребенка
умывали наговоренной водой, которую затем отдавали матери ребенка, чтобы та
поила его перед сном. Основные заговорные мотивы – передача болезни курам
(кочетам, зарнице), обмен ее на сон ("довгий, смашный, солодкый"),
ссылание бессоницы в гиблые места ("заберите куры криклицы на череда, на
болота, там где людской глаз не заходит никогда", "куры белые, куры
черные, куры желтые, заберите куры, бессоницу у (имя) на болота, куда не заходит
людская нога, не видит людской глаз", "куры рябые, пестрые,
валохатые, возьмите ночницы на свои горлицы с рожденного молитвенного,
крещеного (имя), а ему отдайте сон со всех петухов", "куры-кочеты,
возьмите свои криксы денныя, ночныя и полуночныя, а нам дайте сон денной,
ночной и полуночный". Бессонницу убеждают, что в новом месте обитания ей
будет несравнимо лучше: "Идите себе на луга да на берега, на мхи да на
болота, на сухие очерета, да на гнилые колоды. Там вам гулять, там вам роскоши
занимать, где Ангельский глаз не заходит, и куриный глас не находит",
"… на вечерныцы дэ молоди молодыцы, дэ нова хата, дэ здорови викна. Там
пьют, гуляють и бессоныцы дожидають". Считается, что если в момент
рождения на свет ребенка прокукарекает петух – на новорожденного нападут
"криксы". После этого младенца для излечения несут в курятник,
кланяются петухам и трижды произносят: "Пейте-пейте петухи, примите криксы
от души". После чего ребенка головой подносят к петуху ("чтоб петух
пококчал"), а затем, уже вернувшись в дом, добавляют: "Криксы-криксы,
кочаты, идите к чёрту под чарты". Больного сухотою обсыпали зерном, а
затем давали это зерно курам, со словами: "Куры, курицы, возьмите мою
болезнь". Самое широкое применение в народно-медицинской практике находили
куриные яйца. Они использовались в лечебно-магических обрядах при лечении
испуга, сглаза, порчи. При лечении лихорадки в ст.Ахметовской на шее носили (в
течение двух дней) "наговоренное" яйцо, которое затем выбрасывалось
на перекрестке дорог со словами: "Вас 77, нате вам гостинца всем". В
ст.Хопёрской практиковалось схожее лечение лихорадки. У больного срезали ногти
на руках и ногах, складывали в куриное яйцо, которое затем, рано утром,
относили в "глухое место" и там бросали через себя со словами:
"Вас 77, нате вам подарки всем". Затем следовало идти не оглядываясь
домой. По свидетельству М.С.Булах (1909 г.р.) в ст.Тамань умывались над красным
пасхальным яйцом для здоровья. "Паскы посвитять прыйдуть и вмываться. В
чашку нальют воды и яичко положуть. И вмываются в этой води… Хто последний
вмывается, той яичко бирэ. Батко каже: "Будытэ здорови, краснощёки як
яичко"… Скорлупу тико курям отдавали, не выбрасывалы [чтоб лучше неслись
куры - М.С.]". Огнестрельные, рваные раны заливали белком куриного яйца.
Если болели глаза, то их закапывали жидкостью, полученной из желтка куриного
яйца (на сваренный вкрутую желток сыпали сахар – выделялась жидкость), или
использовалась толченая мальва, намазанная или облитая яичным белком. Если
"моча не держится", то собирали с десятка яиц пленку, которая
содержится между скорлупой и круто сваренным яйцом. Её затем сушили, толкли,
разводили водой и пили [ст.Пшехская, 5]. При ожоге, пораженные участки кожи,
смазывали белком яйца. В ст.Гостагаевской тухлое яйцо добавляли в воду, которая
образуется при гашении извести и затем смазывали ожоги. Скорлупу яиц
высушивали, растирали и давали детям, у которых были кривые ноги, а также
использовали при переломах. Для этой же цели употребляли "масло",
которое выжигали из желтка яйца. Пережжённую на золу скорлупу
"свяченых" яиц применяли при болезни яичников. От перхоти смазывали
волосы яичным белком, а затем мыли горячим раствором буры. При воспалении
легких грудь намазывали толчеными квасцами, смешанными с яичным белком. При
кровяном поносе, недержании мочи использовали пленку, которую сдирали с пупка
курицы. Её сушили, толкли в муку и употребляли в качестве лекарства, запивая
водой. При болезнях печени употребляли в пищу (в сыром виде) печень черной
курицы. Считалось, что куриная печень рассасывает камни в печени. При
малокровии употребляли в пищу куриную кровь. Теплый куриный помет разводили
холодной водой. Кипятили, а затем лечили им плохое зрение.
Комментариев нет:
Отправить комментарий