Щербина Ф.А.
Пережитое,
передуманное и осуществленное
Том 4
Краснодар, 2014
Стр. 274-276
1-я часть
Фома
Неверующий
Я побывал, во-первых, по маршруту
в двух станицах, познакомился с делами, имевшими отношение к моему поручению,
и записал, что нужно, со слов разных лиц. Всё было так заурядно и шаблонно, что
становилось очень скучно вести однообразные казённые разговоры с казаками. Но
на третьей стоянке я буквально-таки был огорошен невероятным случаем.
После опроса целого ряда лиц в
течение дня вечером я занялся официальными документами на так называемой
общественной квартире. Чтобы оградить себя от любопытства непрошеных
посетителей, я заранее попросил хозяев предупреждать всех о том, что я усиленно
«занят бумагами», не позволяющими мне оторваться от дела. Тем не менее хозяева
сообщили мне в самом начале занятий, что меня непременно желают видеть.
– Кто? – спрашиваю я.
– Здешний есаул такой-то, –
получаю в ответ.
– Просите, – говорю я с сердечным
сокрушением, не без внутренней тревоги насчёт возможности потери целого
вечера.
Входит старый казачий офицер. С
первого же взгляда он производит впечатление типичного черноморского
пана-малоросса. На это указывают овальное добродушное лицо, настоящие казачьи
усы джутами, внушительная фигура, полная непринуждённость и прекрасный
малорусский говор. Есаул раскланивается, пожимает мне руку и рекомендуется. Я
отвечаю обычным «очень приятно» и думаю: «Долго ли ты у меня просидишь?»
– Почув, шо из наших чорноморовцив
хтось прыйихав, – заговорил мой гость, улыбаясь и расправляя пальцами свои
роскошные усы, – та и полиз прямо до вас, хоть мэни и казалы, шо вы дуже чим-с
занимаетесь. Нэхай, кажу соби, извенят, а я вже пиду. Чи повирытэ мэни, нэ
можу тэрпить до завтришняго утра – та и тилько… Дак вы из наших козакив?
– Да, – отвечаю я.
– Ну, слава Тоби Господы! –
восклицает гость и крестится.
Я, в свою очередь, смеюсь и
спрашиваю:
– Что это вы от меня
открещиваетесь?
– Ни, ни! Боже меня сохрани! – встревоженно говорит есаул, не
понявший моей шутки. – Я кажу: слава Тоби Господы, шо прыйихалы вы, а нэ
кто-нибудь из москалив (москалями
казаки-черноморцы называют стороннее войску чиновничество. – Прим. Ф.А.
Щербины), и од радости, значить, крэщусь. Я так- такы и догадався по ваший
хвамылии, шо вы из нашого вийска, а колы, думаю, наш, то, стало быть, од свого
правды скорише можна добыться.
– В чём дело? – осведомляюсь я.
– Да я вам прямо так и выпалю: скажить, на мылость Божу, чи
правда, шо у нас зэмлю отбэруть?
– Как отберут? У кого? – удивляюсь я.
– У нас, значит, у панив, – отвечает гость.
– Зачем? С какой стати?
– То б то для городовыкив.
– Почему же именно для иногородних? – продолжаю я выяснять
совершенно неожиданный для меня слух.
– Мабуть, в награду за тэ, шо наши диды, отцы, да и ми, гришни,
кров за зэмлю пролывалы, – иронизирует старый есаул.
Тут только я понял, в чем было дело. Циркулировавшие в массе слухи
о каком-то «уравнении всех в земельных правах» оказались так заразительны, что
им поддался даже почтенный есаул. Я просто ушам своим не верил и не выдержал,
чтобы не воскликнуть:
– Как! Неужели даже вы, офицер, верите этим слухам?
– Та воно, бачитэ, нэ вирыться мэни, а всэ-такы боязно. Дай,
думаю, для спокойствия пиду и узнаю наверняка, шоб нэ точив той червяк, шо в
голову забрався. Вам, кажуть, поручено насчет зэмли допросыть. Кому ж, як нэ
вам, оце лучше всэго знать? Вы вже, пожалуста, заспокойтэ нас – скажитэ нам
настоящу правду.
Целый вечер проваландался я со своим гостем, убеждая его в невозможности
осуществления встревоживших его слухов. Пришлось прочитать ему подходящие
выдержки из законов, познакомить его с разными казачьими положениями, выяснить
понятие института частной земельной собственности и прочее. Когда мой гость
ушёл наконец от меня, я всё-таки не уверен был в том, что убедил его. Во всяком
случае, если он ушёл от меня несколько успокоенным, то только потому, что я,
убеждавший его, был для него свой брат казак.
В таком-то напряжённом состоянии находилось население
на Кубани в то время, когда я приступил к порученному мне обследованию земельных порядков у казачества. Офицер, человек видный по положению
и в известной мере прикосновенный к местным интеллигентным кругам, и тот был
заражён какими-то несбыточными и совершенно нежелательными для него
ожиданиями. И это, как оказалось впоследствии, был не единичный случай в среде
привилегированного казачества. Что касается массы рядовых казаков и крестьян,
то тут уж и говорить нечего. Там именно, в этом море тёмных, но верящих во
что-то лучшее голов, и шла усиленная циркуляция самых невероятных ожиданий.
Признаюсь, что лично для
меня, несмотря на моё близкое знакомство с казачьей жизнью, отмеченное течение
было неожиданной новостью, своего рода загадкой, перед которой я становился в
тупик. Если бы я не слышал собственными ушами того, что передавали мне мои же
земляки, то никогда не поверил бы возможности поколебать очень твёрдые понятия
о казачьих землях как исключительно казачьей собственности. Казаки издавна
освоились с мыслью, что приобретённые «кровью их предков» земли могут и должны
принадлежать только одним им. Относительно перехода офицерских участков в
разряд войсковых или даже в число общинных земель рядовые казаки ещё могли
питать некоторые надежды, тем более что, с одной стороны, эта мысль была по
сердцу рядовому казачеству, а с другой – необычайно быстрый переход частной
земельной собственности от казачьих офицеров, для обеспечения семей которых
были даны эти земли, к разного рода пришельцам в область, к чуждым элементам,
представлял собой явную несообразность. Но как можно было убедить казака в том,
что его «кровные» земли будут поделены с населением пришлым, я положительно
недоумевал. Сами казаки, понятно, не желали такого оборота дела и тем не менее
боялись его, опасались…
Комментариев нет:
Отправить комментарий