воскресенье, 13 мая 2018 г.

===========
11-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Действие 3

Картина первая

Под Измаилом

На берегу моря виден стан русского войска; едва слышна команда в войске; бьют зорю; в войске поют молитвы. Все умолкло.

Явление 1

Подлисецкий. (Сидит на камне, грустно склонив голову) Ты, глубокое и широкое море, такое же сильное и глубокое, как глубоко мое горе... Никогда мне не перебороть тебя, Черное море, и не пережить мне тебя, мое глубокое горе. Чует моя душа, что конец уж мой подошел, что скоро постигнет меня лихая година. Дело валится, на свет тяжело глядеть, а силы нет уйти от козаков, ведь с ними связаны мои мысли, мои мечты про панну Марию.

Явление 2

Чорба. Море! Ты тут? Бре! Едва нашел тебя...
Подлисецкий. Спасибо, друг! Откуда?
Чорба. Пригнали наш полк Измаил добывать. Но все даром. скорее Дунай пойдет назад и небо упадет, чем москали Измаил добудут... Бре, товарищ! Отчего же ты молчишь?..
Подлисецкий. Мне все равно, потому что светом томлюсь так я, что врагом самому себе я стал...
Чорба. И все из-за девки? Брось! Хватит! Море! Знаешь что? Мы вольные люди, повоевали, и хватит служить москалям, пойдем к турку в Измаил служить еще Айдос-Махомету... О, какую девку ты найдешь там сам себе! Бре! Не в пример лучшую за козачку!
Подлисецкий. Не согласен я на измену.
Чорба. какая измена? Москали сложат головы все тут под Измаилом. Сувора голыми руками задумал добыть такую тверыню! Море! Что у него за войско? С Дона рекрутов и козачат нагнали, такое войско, что у кого даже сабель нет! Бре, янычары в капусту ятаганами посекут! Пока не поздно, пойдем, друг! Море!
Подлисецкий. Не пойду...
Чорба. Бре! Сиди над морем тут или служи бездельникам козакам! Море! Не товарищ ты мне!.. Из-за бабы сам стал бабой! (Ушел)
Подлисецкий. То ли пулей себя прикончить, то ли броситься в синие волны, но в конце концов чем-то кончать надо.

Явление 3

Заара. Пане! Пане войсковый писарь?! Лыцарь славный, шляхетный ротмистр!
Подлисецкий. Кто ты такая? Кто?
Заара. Я румынка. Бедная женщина.
Подлисецкий. Чего тебе от меня надо7
Заара. Лыцарь славный, помоги! Молю тебя, помоги! О, у тебя благородное, золотое, доброе сердце. ты поможешь мне, и я для тебя все сделаю. Я знаю, какая гадюка сосет твое сердце, я знаю, почему оно так постоянно болит, помогу тебе!.. Для того я и гадалка!
Подлисецкий. Хорошо. Чего же тебе от меня нужно?
Заара. Козаки взяли моего сына Танка и, как шпика, держат в тюрьме... Ослобони его, иначе они быстро его покарают смертью.
Подлисецкий. Но как же я его могу ослобонить?
Заара. О, ты писарь! Имеешь среди них власть, имеешь ум великий, ты сие сделаешь. Возьми у меня червонцы, сколько хочешь, только сделай.
Подлисецкий. Сумашедшая! Как же я сие сделаю?
Заара. Вот-вот у козаков с турками будет бой великий, отчаянные кинутся все на море, а ты тогда на волю сына выпустишь.
Подлисецкий. Умно придумала, но откуда тебе известно про бой?
Заара. Для того я гадалка...
Подлисецкий. Ну, хорошо. Коли так, то что сделаешь ты тогда для меня?
Заара. Пойду к панне Марии, опою ее волшебным зельем и скажу, что жених ее Мокий Гулык ее давно забыл, а ты печалишься и страдаешь, и сердце ее приклонится к тебе.
Подлисецкий. Что за зелья, то сие глупости, но если уж ты так много знаешь, то верю, что сделать сумеешь то, что намереваешься... Согласен! Твой сын будет на воле.
Заара. Панна Мария будет твоей! Навеки твоей!..
Подлисецкий. Скорее беги, вон козаки на караул идут... (Заара тотчас убежала) О, надежда мое сердце развеселила и силы прибавила! А может, сие химеры все? О. нет! Тот, кто так много знает, много сможет и сделать... (Быстро ушел)
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша
===============

Комментариев нет:

Отправить комментарий