понедельник, 14 мая 2018 г.

17-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Действие 3

Картина вторая

Явление 1

Прямо палатка кошевого Билого, кругом стоят запорожцы, вначале тихо разговаривают, затем громче.

Явление 2

Чепига. (Вышел из палатки) А ну тихо, дети, потому что пану кошевому очень тяжко.
1-й запорожец. Желаем челом ударить кошевому.
2-й запорожец. Пусть благословит нас.
Запорожцы. Хотим! Хотим видеть кошевого!

Явление 3

Головатый. (Вышел из палатки) Чего вы шумите? Греха вы не боитесь! Вот ведь, вражьи сыны, покой батьку кошевому не даете! (К Чепиге) Захарий Алексеевич! Вроде как Сидору Игнатовичу легче, тебя хочет видеть. (Головатый и Чепига зашли в палатку)
1-й запорожец. Очень жаль.
2-й запорожец. Славный вояка! Дай ему господи на ряст вылезти.
1-й запорожец. Дай господи еще потопать.
2-й запорожец. А слыхали, братчики, наш писарь Подлисецкий что наделал?
Запорожцы. Нет, а что?
2-й запорожец. Мы ударили на турка, а он взял и выпустил на волю шпика.
Запорожцы. Да неужели?! Может, не он?
2-й запорожец. Он, потому что видели мать того шпика, волошка, наверно, подкупила его...
Запорожцы. Ге же он теперь?
2-й запорожец. По крепким караулом.
Запорожцы. Ну и хорошо.
1-й запорожец. А еще, братчики, новость.
Запорожцы. Какая? Ну?
1-й запорожец. Васюринский ушел от нас. После боя поклонился на все четыре стороны и дал тягу.
2-й запорожец. Вот жаль — веселого нрава был козак.
Запорожцы. Жаль.
1-й запорожец. А рубился страшно, как в последний раз. Весь мир прошел, не спотыкался, а на Потемкином пятаке споткнулся.

Явление 4

(Чепига и Головатый выводят под руки очень слабого Билого, два козака выносят постель)

Запорожцы. Челомбатьку кошевому!
Билый. Спасибо, дети мои!
Запорожцы. Бывай здоров! Живи долго.
Билый. Мои дорогие дети! Может, я в чем когда кого оскорбил вольно или невольно, может кого обидел, или какую беду причинил словом или делом. Теперь ступаю на дорогу, ведущую на суд к Господу! Предстану скоро пред очи Всевышнего, простите мне, дети, в моих грехах и прегрешениях.
Запорожцы. Прощаем.
Билый. И во второй раз, мои друзья верные.
Запорожцы. Прощаем.
Билый. И в третий раз, мои лыцари славные.
Запорожцы. Пусть Бог простит.
Билый. Коли вы прощаете, так Господь милосерднее вас! Мои бедные! Берегите войско! Крови не жалейте, не погубите его.
Слушайте своих атаманов, в особенности моих приятелей, великих заступников ваших: судью вашего войскового Антона Андреевича Головатого и полковника Захария Алексеевича Чепигу. И талантом, и разумом своим они будут вас оберегать от всякой напасти. Зарекаю и вас, паны старшины, меньших братьев наших, простых и убогих козаков, и самим не обижать, и другим, чужим панам в обиду не давать. Завсегда помните, что без вас войско проживет, а вы без войска исчезнете и разойдетесь по свету белому, яко дым по ветру!  Клейноды наши и права стародавние берегите и вовеки не ломайте.
Чепига. Чтоб Господь побил нас, пане кошевой, коли мы не сдержим твое обещание.
Головатый. Чтоб мы скоропостижной смертью умерли, если нарушим закон последний твой.
Билый. И Бог благословит вас, пошлет вам счастливые долгие лета, и пойдет промеж людьми о вас на долгие века слава.
Головатый и Чепига. Клянемся.
Билый. Писаря Подлисецкого из-под караула приведите.
(Головатый тихо говорит козкам, некоторые ушли за кулису)
Билый. В трубы играйте, в тулумбасы бейте! Пусть услышу в последний раз, как товарищество на Сечи созывалось на раду. Коня, коня мне моего вороного приведите, он чует, что его хозяин уже не понесется на нем в бой, и грустно голос подает.
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша
===============

Комментариев нет:

Отправить комментарий