понедельник, 14 мая 2018 г.

18-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Явление 5

Козаки приводят Подлисецкого.

Билый. Пока имею власть, ослобоняю тебя, пане шляхтич, на волю. Чужим ты к нам пристал, чужим и отшиваешься. Мы сами виноваты, что так опрометчиво тебя в войско приняли. Иди с богом, не наш ты человек.
Подлисецкий. Не поминайте лихом, паны козаки.
(Кланяется)
Билый. Бог простит.
(Подлисецкий пошел. За сценой играют в трубы, бьют в тулумбасы, козаки привели коня)
Билый. Мой любимый конь! Мой дорогой боевой товарищ! Носил ты меня долгие годы по полю, словно на крыльях, не раз ты меня выносил целым из боя, не раз спасал отхищной орды, не раз густо и обильно падали мои горячие слезы на твою густую гриву. Прощай, товарищ мой верный! Как понесут запорожцы мой гроб, китайкой (Вначале — синяя шелковая ткань, которую завозили из Китая, затем — хлопковая ткань, вырабатывавшаяся в России.) покрытый, как громыхнут из самопалов, ударят из пушек, ударишь, конь мой, тогда и ты об землю ногой. Скорбно, скорбно заржешь ты, но не услышу я уже тебя, мой товарищ старый!
Головатый. Пане кошевой! Граф Александр Васильевич, генерал Суворов, идет проведать тебя.
Билый. Сувора! О, то наш давний заступник и доброжелатель! Приветствуйте его скорее, а я еще смогу к нему подняться.

Явление 6

Суворов. Цебриков и несколько офицеров.

Запорожцы. Челом пану генералу.
Суворов. (К запорожцам) Спасибо, добрые молоцы! (К Билому) Сиор Игнатьевич! Все офицерство российской армии шлет тебе свое пожелание скорейшего выздоровления, и все уповают на Бога, что он не оставит молитв наших втуне, и мы скоро увидим казацких войск доблестного кошевого во главе своих храбрых молодцов.
Билый. Спасибо вам, вельможный граф, наш давний приятель и заступник, за ваш привет и ласку. Дай бог вам за сие долгие и счастливые лета. Передайте Его светлости князю Потемкину и всему старшему и младшему панству, что ежели козацкая фортуна еще раз мне послужит и доведется подняться на ноги, то я и мои братчики-козаки завсегда рады сложить свои головы в потребностях войсковых.
Суворов. Помилуй бог! Сидор Игнатьевич! Ты будешь еще среди нас.
Билый. Нет, чую, что последний час мой наступает. Вся жизнь моя встает и полнится пред глазами! Луга, леса, пороги, матерь наша старая Сечь, страдалец наш Калнышевский, славный кошевой, такими страшными глазами так смотрит на меня. Потому не делом и не мыслью лукавой невиновен я! Исчезнем... О, Господи! Мои прости прегрешения... (К козакам) Паны товарищи! Мне в последний раз спойте про нашу недобитую и горькую козацкую участь. (Запорожцы тихо поют)

Ой, не гаразд, запорожці,
Не гаразд зробили:
Степ широкий, край веселий,
Та й занапастили!

Билый. Хватит! Хватит! Не эту, панибратья, спойте, как козаки боролись с ляхами, в степи умер наш гетман Карпо Полторакожуха, козаки для могилы копьями и саблями сухую землю копали и песню пели; спойте, братья мои, теперь и мне сию песню.
(Запорожцы поют)

Рости, рости, клен-дерево,
Рости в гору високо,
Поховаймо пана отамана
В сиру землю глибоко.

Билый. И снова на меня смотришь ты, страдалец великий, последний батько кошевой! О, ты что-то говоришь мне?! Твои слова страшные! Гей! Друзья козаки! Громче пойте! Заглушите песней его страшные, жгучие речи! Гей, враги окружили! Из пушек палят! Коня мне! Скорее коня! Как можно без коня?! (Умирает)
Суворов. Помилуй бог! Славный рыцарь, достойный предок (Должно быть, потомок.) Святослава, умер! Воздадим ему последний долг. (Козаки опускают хоругви)

Занавес
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша
===============

Комментариев нет:

Отправить комментарий