воскресенье, 13 мая 2018 г.

9-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Явление 5

Суворов, несколько солдат и офицеров. Солдаты держат знамена.

Запорожцы.Челом пану генералу! Челом батьку!
Суворов. Поздравляю добрых молодцов, панов запорожцев, с выборами старшины и вручаю от государыни дарованные знамена. Это большое белое знамя с крестом и сияющим в средине солнцем представляет привязанность войска к вере Христовой, на другой стороне в звезде надпись ордена Св. апостола Андрея Первозванного означает хранение ими веры, проповедуемой сим апостолом в странах, по Днепру лежащих, сколь кои отличности для войска да умножат свою ревность к службе и окажут храбрость в военных подвигах. Поздравляю вас, господин секунд-майор Сидор Игнатьевич, с избранием в кошевые и вас, господин секунд-майор Антон Андреевич, с избранием войсковым судьей... Службой своей доброй и безупречно храброй вы сего заслужили... Всех казаков поздравляю с дарованием знамен.
Запорожцы. Челом батьку генералу! Спасибо!
(Суворов и его солдаты ушли.)
Чортоус. Как это так — секунд-майоры? Разве мы москали, чтобы наша старшина да была чиновой? Где это видано, чтобы запорожский кошевой да чины носил? Может, еще и на бабах поженятся? И такой еще поганью будут запорожцы обзаводиться!..
Билый. Чины, как честь, мы принимаем, а на бабах нам приказано жениться.
Головатый. Старые сечевые обычаи миновали.
Чортоус. Ах вон оно как! Я сюда из Туреччины пришел, сего не знал! Так кто ж будет в таком Запорожском войске служить?
Билый. Мы силой никого возле себя не держим...
Чортоус. Гей, братчики, старые сечевики! Кто со мной искать лучшей доли? Айда!..
(Несколько козаков примкнули к Чортоусу.)
Билый. Скатертью дорога. Не поминайте лихом.
Васюринский. Эх, правдива у тебя душа, Чортоус! Пошел бы и я с тобой, да бесполезно! В годах уж! Послужу тут козацтву. (Обнимает) Прощай, брат. (Козаки с Чортоусом ушли)
Билый. А теперь, панове молодцы, время и о своих душах подумать, пойдем молебен отбыть в церковь нашу Божью походную.
Васюринский. (К 1-му запорожцу) Гляди, Иван, то румынка Заара, что в Туреччине за шпика была со своим сыном. Пойдем поймаем!
1-й запорожец. Пойдем (Пошли)
(Все пошли. Подлисецкий задерживает Головатого.)
Подлисецкий. Пан судья.
Головатый. Что скажешь, пан писарь?
Подлисецкий. Имею к вашей мосци (Ваша мосць — ваша милость, польское учтивое обращение) дело главное.
Головатый. Не время, но говорите.
Подлисецкий. Знаете ли вы, Антон Андреевич, что роду я шляхетного, стародавнего, и на Висле в Польше есть у меня превеликие поместья, со мной породниться не стыдно, ведь и козак теперь я...
Головатый. Никак не возьму в толк, что хочет сказать пан писарь?
Подлисецкий. Отдайте за меня свою дочку, панну Марию, потому что из-за нее и к войску вашему пришился...
Головатый. Жаль, что ради девки пристали вы к козакам, потому как наверняка ради девки вы и покинете нас... Но теперь война, и о сватанье негоже и думать. Как скажет моя дочка, так и будет, ибо силой ее заставлять не стану. А в следующий раз, пан писарь, со мной о таких вещах не советую говорить... (Пошел)
Подлисецкий. (Сам) Вон как. А может, еще и пренебрежет козак вельможным шляхтичем?.. А может панна Мария любит кого? Не ожидал я, что так все будет и такой отказ получу!.. Любит! Кого? Меня променять? Но на кого? Да разве сие возможно?

Занавес

(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша

Комментариев нет:

Отправить комментарий