пятница, 18 мая 2018 г.

22-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Запорожцы. Хорошо, панове старшины! все сделаем!
Чепига. Идите, молодцы, готовьтесь, а потом и в дорогу.
Запорожцы. Хорошо, батьку.
Маруся. А это, панове козацтво, вам хлеб святой, чтобы у нас и на Кубани земля родила хлеб и была бы соль.
Запорожцы. Дай боже!
Люди. (Которые пришли за это время) Счастливо возвращайтесь, а кого из наших повстречаете, домой зовите.
(Козаки ушли)
Головатый. А меня, паны молоцы, благословите ехать в Петербург; куда трижды уже ездил еще из старой Сечи, где немало ковшом лиха хлебнул, где потеряли когда-то мы, сечевики, свою долю. Может, на этот раз фортуна нам послужит. Будем просить грамоту на дарованные земли. Ох, трудно, панове молодцы, трудно нам будет сего добыть, да Бог поможет за все наши верные службы.
Все. Дай-то боже!
Головатый. Теперь я вам спою песню, которую сочинил, чтобы ею больших петербургских панов развлечь и сердца их к нам жалостью великой пронять. Гей, Мария! Мария!
Маруся. (Из дверей хаты) Чего вам, таточку?
Головатый. Неси бандуру, доню!
Маруся. Тотчас несу, тату!
Головатый. Придется, паны молодцы, нашей депутации умом не теряться да гадать, как в столице панам угождать.
Маруся. (Подает бандуру) Вот, татусю!
Головатый. Бандура моя малеванная! Ты ж моя страдалица, ты ж моя и утешительница! Не раз ты еще в старой Сечи звонкими струнами заливалась, слезами моими горячими обливалась. Не раз ты в палатах высоких, у панов вельможных, струнами своими звонкими козацтву службу служила. Послужи верно, моя малеванная, и теперь, да может, и последнюю. (Целует бандуру)
Все. Дай-то боже!
Головатый. Вот слушайте, панове козацтво! (Играет и поет)

Ой, Боже наш, Боже милостивий!
Уродились ми в світі нещасливі,
Служили ми в полі і на морі,
Та і зосталися убогі, босі й голі.
Старались ми землю заслужити,
Щоб в супокої нам віку доживати.
Та і дав гетьман од Дніпра до Буга
Гряныцю по Бендерську дорогу.
Дністровий, Дніпровий, — обидва лимани,
Та все тепер у нас пани вражі забрали,
Як Січ взяли, так і сю віднімають,
А нам жити Тамань обіщають.

Чепига. Спасибо тебе, Антон Андреевич! Не забудут тебе никогда того козаки, как ты, добывая их земли, воспевал их великое, неуемное горе.
Все. Спасибо, спасибо большое, дай господь тебе, Антон Андреевич, долгий век!
Головатый. Спасибо и вам, панове, что за все мои труды благодарение воздаете и чтите. Пойдем сейчас депутацию выбирать, кому со мной в Петербург ехать.
(Все ушли, на сцене остались Собакарь, Шмалько и Мороз.)
Собакарь. А что, слыхали, чего наш Антон запел?
Шмалько. Начал хорошо, да чем закончит?
Мороз. Да уж увидим.
Собакарь. Пойдем же и мы, послушаем, кого будут выбирать в депутацию.
Шмалько. Да кого же? Конечно, выберут тех, кто богачем стал.
Собакарь. Это все старшина, а мы постоим, чтоб выбрали и от сиромы.
Мороз. Да нужно бы.
Шмалько. Пойдем. Да настаивайте же на своем, не поддавайтесь старшине. (Ушли)

Явление 15

Девчата ведут хоровод (поют)

Король!
Король ходе,
Танок веде,
Дівок выбирає
Король!
Король, підійди близенько,
Поклонися низенько,
Король!

Оксана. Девчата! Девчата! Позовем-ка панночку Марусю к нам хоровод водить.
1-я дивчина. Да она не пойдет, она вельможного отца дочка.
Оксана. Такое плетешь! Хоть и из богатого рода, а простая, пойдет! (Зовет) Маруся! Маруся! Панночка!

Явление 16

(Маруся вышла из хаты)

Маруся. Я тут, девчата!
Оксана. А идемте к нам хоровод водить! Мы будем в «кота и мышки» или в «перепелочки».
Маруся. Нет, водите сами, а я побуду возле вас, погляжу.
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша

Комментариев нет:

Отправить комментарий