четверг, 24 мая 2018 г.

28-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Заара. (Идет причитая) Ой, Господи! Господи! Как мне бедной вдове теперь на свете жить! Нет у меня сына! Нет любимого дитяти!
1-й запорожец. Гей, женщина! Чего так горько причитаешь?
2-й запорожец. Наверное, горе лихое?
Заара. Ой, козаченьки, голубчики, соколики, да еще и какое горе! Ой. горюшко, горе! Из далекой стороны шла, чтоб сына своего Ивана в ясны очи увидеть! Он в арнаутах в войске тут служил, а пришла я сюда и узнала, что убит он еще под Хаджибеем.
1-й запорожец. Была баталия, была под Хаджибеем.
2-й запорожец. И много там арнаута турки побили.
Заара. Побили! Мои дорогие козаченьки! Побили! А я ему из далекой чужбины питье хорошее несла, надеялась его увидеть, обнять, поцеловать да попотчевать.
1-й запорожец. А что, питие есть?
Заара. Есть, мои дорогие лыцари, есть!
2-й запорожец. А где оно?
Заара. А вот, соколики! Вот вино венгерское!
1-й запорожец. Гляди, венгерское! Знаешь, Яким, я такое вино пил только тогда, кога мы с Зализняком и Гонтой взяли Умань.
2-й запорожец. Э, был и я там! Ой, попили же мы тогда всяких вин и медов. (К Зааре) Ну и хорошее же, бабусенька, у тебя вино! Царствие Небесное душе твоего сына! Добрый он был козак (в сторону) то бишь, чтоб ему, арнаут.
Заара. (Отдает бутылку) Угощайтесь, козаченьки, угощайтесь, потому как оно теперь мне уже без нужды.
1-й запорожец. Это да! Мы за душу твоего сына! Пером над ним земля!
Заара. Выпейте, козаченьки, выпейте! Жаль,что чарочки нет.
2-й запорожец. У нас есть. Трубка да чарка у козака завсегда найдутся. (Достает из кармана чарку)
1-й запорожец. Спасибо тебе, бабусенька. А то наши козаки гуляют, а у нас с утра и крошечки во рту не было.
Заара. На здоровье вам.
(Запорожцы выпили)
1-й запорожец. Ой, Яким! Жжет в груди! Жжет!
2-й запорожец. Сердце сдавило! Отрава!
1-й запорожец. О, чертова баба!
2-й запорожец. Смерть наша пришла! Смерть!
Заара. Гей, пане! Пан Чорба! Скорее сюда! (В караульную) Пан Подлисецкий! Удалось! Сейчас выручим!

Явление 4

Чорба на лошади, и еще у него одна лошадь.

Чорба. (Разбивая двери караула) Крепкие же чертовы! Но разобъем! Так! Так! Уже!

Явление 5

Подлисецкий вышел из караула.

Подлисецкий. (Обнимая Чорбу) О, спасибо тебе, приятель.
Чорба. Хватит! Хватит! Быстро на лошадей! Потому что скоро будет погоня!
Подлисецкий. Прощай, Заара! Ты мне истинно отблагодарила!
Заара. Прячьтесь, панычи! Прячьтесь!
(Подлисецкий и Чорба быстро ускакали на лошадях)
Заара. А что Головатый?! Что Гулык!! Что нам козаки?! Будете долго помнить румынку Заару! Отблагодарила! Ха-ха-ха! (Убежала)

Явление 6

Запорожцы.

1-й запорожец. О! Уснули!
2-й запорожец. Вот так часовые!
1-й запорожец. Гляди! Мертвые!
2-й запорожец. И дверь в караул разбита!
1-й запорожец. Сбежал Подлисецкий!
2-й запорожец. А вот же он с арнаутом Чорбой на лошадях летят!
1-й запорожец. Недалеко и убежали! Пуля догонит! (Стреляет) Мимо!
2-й запорожец. А ну я! (Стреляет) Не повезло!
2-й запорожец. Сие черти, а не люди!

Явление 7

Гулык и козаки.

Гулык. Что тут случилось? Почему стреляете?
1-й запорожец. Узник сбежал!
2-й запорожец. Караул отравлен!
Гулык. О боже! Снова смерть, снова лютое злодейство!
1-й запорожец. Вон они, едва видно!
2-й запорожец. Теперь уже и пуля не достанет!
Гулык. О пане ляше! Чует моя душа, что еще раз на этом свете повстречаемся! И конец тогда будет твоей злодейской жизни!

Занавес
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша
===============

Комментариев нет:

Отправить комментарий