пятница, 18 мая 2018 г.

23-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Явление 17

(Юрко и Афанасий вышли из хаты)

Юрко. Я буду котом! Я буду котом!
Оксана. Ну-ну! А я мышка! Только ты меня не словишь.
Афанасий. Не словит... не словит.
Брко. А вот и словлю.
(Девчата поют)

До моря, до моря,
До нової комори
Добра мишка, що втече,
Кіт ледачий не нажене.

(Оксана внутри хоровода прикидывается мышкой, Юрко кругом хоровода бегает котиком. Все ушли.)

Явление 18

Головатый, Чепига и Котляревский.

Чепига. Кого в депутацию выбрали из старшин?
Котляревский. Кроме Антона Андреевича попали: Высочин, Юзбаш, Бурнос, Трощин, Мегерский, Щупляк, Семенко, Литвин, Майборода.
Головатый. Ну и чернь упертая стала, из своих рядовиков-сиром нам стольких навязали.
Чепига. А кого, пан писарь, они выбрали?
Котляревский. Михайла Шаньку, Назара Гонзулю и Степана Янчука.
Головатый. Сие все грамотные и бывалые козаки. Пойдем. (Пошли в хату)

Явление 19

Девчата ведут хоровод.

До моря, до моря,
До нової комори
Добра мишка, що втече,
Кіт ледачий не нажене.

1-я дивчина. Стойте-ка, девчата, что то за музыка сюда идет?
2-я дивчина. Гляди! Это отправление в путь справляют.
1-я дивчина. То арнаут Чорба и наш бывший писарь пан Подлисецкий.
Все. Да, да! Они!
Оксана. (К Марусе) Это, панночка, влюбленный в вас Подлисецкий насовсем уезжает.
Маруся. А чтоб он провалился! Побегу в дом.
Оксана. Ну вот! Погодите. Посмотрю! Да оставайтесь же.

Явление 20

(Идет толпа козаков, среди них Чорба и Подлисецкий, козаки поют)

Ой, бре море, бре!
Сип, шинкарко, ще!
Та єсть у мене рідний батько —
Викупе мене.

Чорба. Бре! Угощайтесь, люди добрые! Море!
Подлисецкий. Пейте за наше счастье, поскольку отъезжаем мы в далекую дорогу и больше нас никогда не увидите.
Чорба. Бре! Гей! Девчата! Море! Вы краса своего народа, и не нам отказываться от обычаев древних прадедовских. Выпейте по чарке доброго стародавнего вина за судьбу нашу молодецкую! Море!
Голос из толпы. Не можно, девчата, отказываться. Не можно!
Оксана. Если вы, панове, уверены, что ваши желания принесут вам в дороге счастье, так пусть же вам фортуна послужит, мы согласны! Я первая согласна выпить! Давай, Боже, все, что гожее!
Все. В добрый путь!
Чорба. Бре! (К Оксане) Пошли тебе, Боже, доброго жениха козака! Море!
1-я дивчина. Пусть будет вам то, чего вы, чужестранцы, пожелаете.
Чорба. Бре! Девка! Море! Того только нам и надобно!
2-я дивчина. Пусть будет у вас все хорошо!
Чорба. Бре! Спасибо! Правдивые, истинные козачки! Море!
3-я дивчина. Того же и я желаю!
Чорба. Бре! Спасибо (Марусе) Теперь ваша чарка, панна Маруся! Дочка судьи! Море!
Маруся. Да я не могу.
Все. Почему?!
Маруся. (К Оксане) Потому что боюсь! Страшно! (К Чорбе) Я не буду пить!
Подлисецкий. Лучше прямо скажите, что вы брезгуете своим знаменитым родом и желаете со своего гордого сердца, чтобы в степи побили нас гайдамаки, чтоб орлы сизоперые выклевали наши глаза, чтобы серые волки сокрушили наши кости.
Маруся. Вот, не приведи господь! У меня совсем ничего такого страшного и в мыслях нет вам желать.
Девчата и козаки. (Вместе) Так выпейте, панночка! Выпейте! Это обычай давний — святой.
Оксана. Выпейте, панночка, чтоб и на самом деле не нарекали на вас паны чужестранцы, ежели, не дай боже, им не повезет в дороге.
Маруся. Я выпью, только совсем чуть-чуть.
Чорба. (Тихо Подлисецкому) Клюнула! Лей отраву, только немного.
Подлисецкий. (Льет из фляжки, которую все время держал в руках) Больше! Больше!
Чорба. Хватит, а то не успеем убежать! Море!
Подлисецкий. Ничего! Еще! Еще!
Чорба. Бре! Сумасшедший! (К Марусе) Нам часто приходилось видеть, как ясная зорька пьет воду из моря, она очень красивая, но вы, панна Маруся, отважившись выпить за нашу удачу и судьбу, куда как прекраснее от божьей зари. Пейте! Море!
Маруся. (Взяла чарку) Как-таки страшно.
Чорба. (К Подлисецкому) Держи наготове пистоль! Бре! Тикать, к коням... Море!
Козаки и девчата. (К Марусе) Пейте, панночка, пейте!
Маруся. Пусть вам служит ваша судьба и никогда не оставляет удача!
Чорба. (К Подлисецкому) Сейчас потихоньку из толпы, а ежели ее сразу проймет, так убегать быстро.
Козаки и девчата. Пейте! Пейте! Панночка!
Маруся. (Выпила, чарка выпала у нее из рук, она стоит, словно неприкаянная, а потом схватилась за грудь и кричит) Вот! Вот они, змеи лютые! Вот вьются вокруг меня! Кусают меня! Бейте их! Спасайте меня! Спасите — умираю! Я не хочу умирать! Не хочу! Где они? Где? Пусть... Пусть помилуют. (Падает и умирает) (Гвалт. Чорба и Подлисецкий тем временем исчезли)
Козаки. Отрава! Отрава! Ловите их! Ловите злодеев! На коней! (Погнались некоторые козаки за злодеями, слышно — стреляют)
(Головатый, Чепига и Котляревский быстро вышли из хаты.)
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша
===============

Комментариев нет:

Отправить комментарий