воскресенье, 13 мая 2018 г.

15-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Явление 8

Потемкин, Суворов и другие.

Запорожцы. Челом пану гетману.
Васюринский. Гей, Грыцько Нечоса!
Потемкин. (Взволновано) Это еще что такое?
Нассау. Прочь!
Васюринский. (Принцу) Да ты, пане Нассау, погоди! Правдивый козак с давним приятелем сечевиком Нечосой хочет побалакать. В одном курене, вишь, были приписаны.
Суворов. (К Потемкину) Будьте покойны, Ваша светлость, казак в рассуждении простоты своей груб, но я его давно знаю. Помилуй бог! Дурного от него вы ничего не услышите.
Потемкин. (Васюринскому) Что нужно тебе?
Васюринский. Жаль, дожился так, что и табака нет. Дай правдивому козаку-нетяге пятака на табак, потому что протяну без него ноги, а у меня ведь трубка есть.
Нассау. Какая дерзость!
Суворов. (Потемкину) Помилуй бог! Он весь в ранах, и эти раны им добыты в схватках.
Васюринский. Так что? Дашь старому товарищу?
Потемкин. Хорошо. Возьми. (Бросает на землю кошель с червонцами)
Васюринский. (Поднял и глянул) Увы! Сколько тут того червонца! Разве ж можно такое добро да на землю бросать? Только, ясновельможный гетман козак Васюринский не нищий и руку свою ради Христа не протянет! Возьми их назад, мне они не нужны. мне пятака, чтоб табаку на запал купить, если возможно, дай.
Потемкин. Такой монеты у меня никогда не бывает.
Суворов. Помилуй бог! Больше не возьмет. Гей, козак! Я видел, как ты рубился, возьми из моей табакерки, а его Светлость, помилуй бог, пришлет тебе пятак.
Васюринский. (Берет у Суворова табаку) Вот это да! Генерал Сувора — войсковой человек, да еще к тому искренняя душа, хоть и москаль! Спасибо, пане!
Потемкин. Скиф, но прекрасен, как римлянин.
Суворов. Помилуй бог! С такими молодцами в штыки и с саблями везде пройдешь. (Ушли)
Мороз. Тикай, Васюринский, потому что московская старшина тебе это не простит.
Васюринский. Разве? К турку не побегу, я там был.
2-й запорожец. Беги на Кубань.
Шмалько. А чего бежать? Что человек плохого сделал?
1-й запорожец. Да разве ж мы не люди, что нас так оскорбляют!
2-й запорожец. Хватит уже нам потворствовать московским прихотям. (Страшный гвалт)

Явление 9

Билый, Чепига, Головатый, Гулык и еще кое-какая старшина.

Билый. Гей, вы, черти! Какое горе на вас насело, что вы тут под носом самого Потемкина такой шум подняли? Что вас, бесовых сынов, так вывело из себя? Еще на кулачках черти не бьются, а вы уже спозаранку, бестии, перепились.
Шмалько. Ага — «перепились!» Ни крошки ни у кого во рту не было.
Васюринский. А что мне такое Потемкин? Он только что давал мне целехонький кошельчервонцев, но я не взял.
Собакарь. Наши обиды когда удовлетворят? Мы все ждем сего прямо вот-вот. (Гвалт)
Билый. Молчи! Что, войско хотите погубить? Сгинет наша козацкая доля и слава! Сгинет наше войско так, как сгинула уже наш Сечь! Разгонят нас снова и в барщину заведут! Или это вы, вражьи дети, неужто задумали такое лихо учинить и загубить нашу славу, потому как только она и в Петербурге, и тут принудит наших врагов замолчать! Только наши дела военные принудят удовлетворить все обиды наши, такое время наступило для нас, но, дети мои, Господь терпел и нам велел! Вы молчите? А, может, который не согласен из вас? Может не верит своим окаменелым сердцем, не хочет внимать моей просьбе, так пусть он прямо в глаза мне скажет, пусть назовет своего батька кошевого брехуном! Пусть не таит в своей душе злобу великую и зла в своем сердце не носит.
Шмалько. Не согласны более ждать.
Собакарь. Давно нас дурят.
Запорожцы. Не согласны! Не согласны!
Билый. Когда уж диавол так поглумился над вами, когда уж забрал так в когти козацкие честные уши и разум вам всем помутил, так, дорогие мои дети! Не раз мои перста горячей кровью обагрялись, но Господь меня в боях от смерти оберегал, так вы из пистоля меня убейте, или копьем в грудь теперь ударьте, или к шее камень белый привяжите и в глубокое море бросьте с байдака, только бы мне не видеть, как нас разгонят снова. Стреляйте же вы скорее! Вот седая моя голова! Рубайте саблями ее!
1-й запорожец. Господь с тобой, батьку, да разве ж мы злодеи какие?
2-й запорожец. Такое речешь, что страшно подумать.
Шмалько. Все мы голые и босые.
Собакарь. Что нам теперь делать?
(С моря турки стреляют, летит бомба)
Билый. Вот, дети мои, что нам теперь делать! К оружию, вражьи сыны! На байдаки! Покажем московским генералам, как бьются козаки! Еще не умерла козацкая доля! С саблями, братцы! С саблями в руках всего добудем, гей, скорее на байдаки! Нападайте смело на турецкие галеры! За мной, братчики! Я иду впереди!..
(Все бросаются на байдаки, слышно, как идет бой)
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша
===============

Комментариев нет:

Отправить комментарий