пятница, 18 мая 2018 г.

Воронович Н.В.
Меж двух огней
(отрывок)

Я уселся на обрыве и смотрел в сторону Новороссийска.

 В первом часу дня я заметил, что стоявшие в порту миноносцы снимаются с якорей и выходят в бухту. Вслед за миноносцами на буксире двух пароходов вышел из порта и дредноут «Свободная Россия» (бывшая императрица Мария).

 — Смотрите, — сказал мне подошедший шофер, — матросы видно решили уйти из Новороссийска, чтобы не топить кораблей.

 Но вскоре мы убедились, что суда выходили из порта для другой цели...

 На всех кораблях были подняты Андреевские флаги. Миноносцы, выйдя из порта, построились сначала в кильватерную колонну, потом начали сближаться и образовали круг. Затем с них спустили шлюпки, раздался пушечный выстрел, оказавшийся погребальным салютом, и вдруг мы заметили, что миноносцы стали накреняться в сторону.

 — Смотрите, смотрите,— воскликнул взволнованный шофер: корабли тонут!

 Накренившиеся сначала в одну сторону, миноносцы вдруг выпрямились. Я подумал, что крен вызван был каким-нибудь маневром, но потом увидел, что суда действительно тонут: они накренились в другую сторону и линия воды близко-близко подошла к верхним палубам.

 «Свободная Россия», выведенная буксирами, остановилась на линии погружавшихся в воду миноносцев. От нее также отъехало несколько шлюпок. Но дредноут, едва накренившись на левый борт, вскоре выпрямился и казалось, что он стоит неподвижно. Как мне говорили впоследствии, для потопления миноносцев были открыты кингстоны и хлынувшая в них вода быстро погрузила на дно небольшие корабли, но на «Свободной России», имевшей много водонепроницаемых перегородок, были открыты не все кингстоны, почему вода медленно проникала в дредноут.
Тогда из порта вышел еще один, последний остававшийся в Новороссийске миноносец, и открыл орудийный огонь по нежелавшему опускаться на дно адмиральскому судну, направляя выстрелы в подводную кормовую часть.

 Я не мог больше смотреть на эту тяжелую картину.

 — Поедем, — сказал я, обернувшись к шоферу.

 Он посмотрел на меня помутившимся взором и, судорожно всхлипнув, стал заводить машину.

 Бросив последний взгляд на море, я увидел, что миноносцы скрылись уже под водой, из которой, как могильные кресты, торчали мачты с развевавшимися на них Андреевскими флагами. «Свободная Россия» также стала медленно погружаться.

 Когда мы отъехали с полверсты, шофер повернул ко мне свое заплаканное лицо и тихо проговорил:

 — Погибла «Свободная Россия»...
Монумент "Морякам революции" под Кабардинкой

Комментариев нет:

Отправить комментарий