вторник, 8 мая 2018 г.

4-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Билый и Чепига. Челом тем, кто в доме сем.
Головатый. Ваши головы, паны старшины, в должное время прибыли... Князь Потемкин прислал пана Гулыка к нам с новостями. Он только-только прибыл, я его не расспрашивал, чтоб по обычаю нашему сечевому всем нам вместе посланца послушать и вместе с Божьей помощью умом пораскинуть.
Билый. А хорошо, Антон Андреевич, делаешь, что от древних обычаев нашей матушки-Сечи не отступаешь — к славной старине любовь питаешь...
Чепига. Сам радеешь, да и сотоварищество не забываешь...
Ульяна Григорьевна. А по моему простому хозяйскому разумению: на охоте бдят, на войне воюют, а в хате кормят. Разве ж это за шматком хлеба и за чаркой доброй оковытой (Так козаки называли горилку (от лат. aqua vitae - вода жизни) да нельзя было поговорить о козацких делах? Садитесь-ка, панове атаманы, почетное старшинство, за стол и в ряд, чтобы бог был рад!
Головатый. Хоть бабским речам место у лежанки, но иногда и она бывает мудрой. Нуте-на, панове, и на самом деле к столу.
Чепига и Головатый. Что да, то да.
Головатый. (Поднимая чарку) Как хорошо наше козацтво бьется, так пускай ему судьба улыбнется.
Ульяна Григорьевна. А врагам нашим оборвется и панство их минется.
Все. Дай-то боже.
Головатый. Ну, пан Мокий, рассказывай, чего доброго от князя нам привез.
Гулык. Еще в третий день Рождественских Святок от царицы в Елизаветград Потемкину привезено было какое-то очень главное письмо, ибо сколько дней у себя князь собирал генералов и все совет какой-то держали, а 31 декабря, под Новый год, позвали меня, и говорит сам Потемкин: «Пан козацкий старшина! Бери козака и что есть мочи лети к пану секунд-майору Антону Андреевичу Головатому, пусть собирает он панов старшин и все рядовое Запорожское козацтво, провозгласит всем, что ваши горячие молитвы дошли ко Господу и сословие ваше козачье утвеждено!» Более ничего не сказал князь, а подошел ко мне Цебриков и добавил: «А я вслед с козаком и ордера пошлю». Петров, который тоже тут был, еще добавил: «Он уже вот заготовлен и подписан».
Все. Вот слава богу! Дай-то боже!
Гулык. Да еще с каким козаком послали! Помните в Сечи козака Васюринского, того, который, когда генерал Текеля (Генерал Текели) Сечь обложил, так он просил пана Калнышевского с кулаками супротив москалей стать...
Головатый. Еще бы! И сегодня слышал, как козаки пели о нем:

Москаль стане із штиками,
А ми з кулаками.

Белый. Он же к турку отправился?
Гулык. Вернулся. Приплелся в Елисаветград — и прямо к Потемкину: «Прими, Нечоса, старого товарища в курень».
Все. (Смеясь) Так! Так! — По-запорожски!.. А что же князь?
Гулык. Посмотрел на него так приветливо и говорит:

Не позволиш із штиками,
Позволь з кулаками,
Не дозволим москалеві
Панувать на нами.

(Все смеются)
Гулык. А потом и сказал: «Присягай». Васюринский присягнул, и теперь его с ордером к вашей милости, панове атаманы, послано... Сейчас же и прибудет, ибо недалеко от меня и отставал...
Белый. Вот так! Вот это слава Господу! Теперь и мы — козаки! А то в позапрошлом году 10 августа нам позволено было собирать только лишь волонтерские команды из бывших запорожцев.
Чепига. А 12 октября того же года мне разрешено было принимать всех вольных людей.
Белый. Но то не войско.
Головатый. Пять лет назад собрали тоже козаков воевать в Крыму, война закончилась, и нас разогнали.
Белый. Нет! Козаку дай землю! Дай вольности наши! Позволь собрать раду, чтоб вольными голосами избрать кошевого да и другую старшину! Тогда и козаки будут козаками.
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша
=========
3-я часть
Гаврила Доброскок
«Казачьи прадеды»
Историческая драма
1911г.

Явление 7
Ульяна Григорьевна. (Вышла из комнаты вместе с Юрком и Афанасием) Ну, Антон Григорьевич, что это вы тут детей браните? Разве ж пан Гулык — чужаница? — Свой ведь человек, да еще и жених Маруси...
Головатый. Ни о каком жениханье чтоб я больше не слышал! Война, а они жениханье затеяли... Может, еще и свадьбу замыслите?
Ульяна Григорьевна. А ежели и свадьбу, так что?
Головатый. Надобно в войске козаку послужить. Должности хорошей добиться.
Ульяна Григорьевна. Пан Гулык и так не козак-рядовик, а старшина.
Головатый. Что с того старшинства? Сегодня мы в козаках, и старшина имеет должность и почет, а завтра разгонят наше войско, как уже разогнали после замирения Крыма четыре года назад, то и пана старшину в крипаки (Крепостные) к какому вражьему помещику запишут.
Ульяна Григорьевна. Вот не приведи господи!
Головатый. Нужно до чинов дослужиться, а потом уже... А разве ж это легко? Я сколько в Сечи, писарем служил, после разрушения Сечи смотрителем Екатеринославского повета (Уезд) был, налаживал работу пикинерских полков, земским комиссаром был — и то всего лишь до чина секунд-майора дослужился. Пан Сидор Игнатович Билый тоже секунд-майор, а Захарий Алексеевич Чепига — только капитан. В чины выбиться ншему брату-козаку ох как непросто.
Ульяна Григорьевна. Ну, будет уж, будет. Вместо того чтобы приветить человека доброго и хлебом-солью его попотчевать, вы нарекать и ругаться начали. Не приведи господь, если бы вы ко всем так — но нет! — чужих же вы, Антон Андреевич, принимаете, угощаете и с почтением к ним относитесь...
Гулык. Извините меня,  Антон Андреевич, что я и на самом деле, давнюю хлеб-соль памятуя, без вашего разрешения в ваш дом заглянул...
Головатый. Откуда?
Гулык. От княза Потемкина из Елисаветграда...
Головатый. Ну, хорошо. Вот подойдут сейчас паны старшины, ты сразу и расскажешь, — какие у тебя вести от князя...
Гулык. Добрые вести, Антон Андреевич.
Головатый. Ну, то и будет добро.
Маруся. Тато! Таточко! Татусь!
Гулык. Ну, и чего ты так ластишься?
Маруся. Я что-то вас попрошу рассказать — раскажете?
Головатый. Ах ты, коза! Знаю, куда гнешь... Только твоя нитка порвется, не сдамся я.
Маруся. Не, не то! Вот ей-же-ей! Расскажите-ка мне...
Головатый. Ну, а что же? Сказочку про козлика или про волка?
Маруся. Да нет! Это когда я была маленькой, вы меня на руки брали и сказки интересно рассказывали, а теперь я уже большая.
Головатый. «Надобно мне мужа в хату».
Маруся. «Не старого, не малого; козаченька молодого». Нет, тату, вот вы всегда спрашиваете у каждого: кто он та откуда родом, а сами никогда не проговоритесь ни словом: откуда вы пришли в Сечь.
Головатый. Ну... ну, и расскажу... Наш род испокон веку жил на Гетманщине, в Полтавском полку, в местечке Новые Санжары... На горе, частоколом и башнями защищенное от врагов, стояло старое козацкое гнездо, а внизу Ворскла, дальше пески, покрытые шелюгой, а еще дальше Орель-река, а уж за ней синяя-синяя запорожская степь... Я был еще совсем ребенком, когда в доме нашем и везде люди часто говорили об истории, случившейся задолго до того с Гетманщиной и запорожцами...
Маруся. Что же это, тато, за история была?
Ульяна Григорьевна. Это, наверное, о Шведчине речь. Мои родители и деды Порохни испокон веков были запорожцы, не раз слыхала я от них об этой беде.
Гулык. Не повезло тогда козакам.
Головатый. На Украину пришел шведский король Карл XII. Украиной в то самое время управлял старый, старый гетман Иван Степанович Мазепа, а в Запорожье кошевым был Константин Гордиенко... Крест над ним и поныне стоит на нашем сечевом кладбище... Вот этот-то Гордиенко и привел своих сечевиков к нам в Новые Санжары. (За окном слышен гомон) Гляди-ка: наши старшины прибыли.
Маруся. Вот как не вовремя...
Головатый. Давай потом расскажу я тебе все как следует.
Маруся. Ну, хотя бы скажите, как попали вы на Запорожье?..
Головатый. Вначале в Киев в бурсу, а оттуда уже и к запорожцам.
Маруся. Тато! А вы больше не сердитесь на Мокия?
Головатый. Ох, и хитрая же ты! Истинно козацкая дочка... Знала, куда подойти: заиграла козаку да на козачьих струнах... (Берет за плечи Марусю и Гулыка) Дети вы мои! Да разве ж у меня не радуется сердце, глядя на вас, разве ж я не желаю вам счастья?.. Только я совсем не хочу, чтобы среди козаков сплетни пошли, что пан Гулык в должность и в чины набивается оттого, что зятем моим должен быть... Мой зять должен сам своей храбростью и талантом большое уважение у людей завоевать...
Ульяна Григорьевна. Вот и потакай тут людям: будь ты чистым, словно снег, и то тебя опорочат с головы до ног.
Головатый. Ну, будет вам! Люди идут!
(продолжение следует)

Источник:
журнал «Родная Кубань»
1/2014
Перевод В.С. Пукиша
=========

Комментариев нет:

Отправить комментарий