Немного еще про рунику
По Турчанинову Г. Ф. черные булгары и аланы общались на восточно-иранском языке. Двузвучные знаки тяжело воспринимаются, их можно разложить на отдельные буквы. Цифры тоже писали слева направо. Прорисовка всех рунических знаков моя, извините, точно не художник, может быть кто-то сможет изобразить их по-дизайнерски. Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Древние кубанцы вели отсчет времени по селевкидской эре. Счет вели не десятками или дюжинами, а двадцатками. Вместо знака словораздела иногда использовали паузу, пробел между слов.
Слово «пиво» звучало, по мнению Турчанинова Г. Ф. в древней степи как «илут, илутан». Жирное пиво — «пилут, пилае». Отсюда, возможно, слово «пиала». Город Оскол, возможно, происходит от рунического «Ашкал».
На альчики (астрагалы) наносили по одному руническому знаку и использовали их для гадания. Какая зашифрованная буква выпадала, такая и судьба. Известно 14 разных таких знаков, обозначающих различные стороны человеческой жизни и личности: достаток, доблесть, благополучие, удача, могила, тяготы, счастье, сила, порок и тому подобное. Просверленный альчик носили при себе. Альчики имели такую ценность, что их находят в могильниках среди вещей нужных в загробном мире.
Флерова В. Е. указывает, что рисунки на альчиках не похожи на счет и тамги. Считает знак решетки оберегом. А знак лесенки мировым деревом. Квадраты как схема горизонтального мира. Солярная символика на альчиках. Астрагалы с магическими знаками в средневековье давали направление, как лечить пациента, у кого из божественных сил просить помощи, куда изменить дорогу судьбы и т. д. Сочетание символов нескольких альчиков как дорожная карта для испытуемого. Для населения каганата альчики не были игрушками, а относились к религиозной практике.
Любопытно, что вождь в осетинском языке означает «фатаг», не отсюда ли ватага и ватажок?
Чаще всего находят рунические надписи на ясском диалекте (смешанном ироно-дигорском) осетинского языка. Фахр ад-Дин Мубарак-шах Марварруди тоже указал, что хазары пишут слева направо.
Турчанинов Г. Ф. расшифровал даже смешанную славянско-аланскую надпись «Славутя» около Рязани.
Флерова В. Е. очень необычно называет рунические буквы и цифры. Есть: «двузубые вилы, птичья лапа, односторонний двузубец, двусторонний двузубец, окружность, прямой крест, косой крест, галочка, параллели, сетка, лесенка, черта, е-образный, а-образный, дуга, овал, зигзаг, петля, дуга с лучами, перпендикуляр, ромб с хвостом, колоколовидный, решетка» и т. п. Вроде бы фольклор, но сразу отчетливо понимаешь рисунок буквы.
Она пишет, что часто сходные граффити выбиты на разных сторонах одного камня. Чаще всего знаки наносились на высоте удобной для резьбы стоя и сидя. Выше или ниже этой высоты знаков существенно меньше. Расшифровку маяцких тамг по аналогии она считает малоубедительной. Знаки относит, в основном, к родовым и профессиональным меткам. Примитивная форма знаков является повторяемой и мешает их изучению. Глубина штриха от 0, 5 до 4 мм, ширина штриха больше глубины. Скругленный резец встречается редко.
Эстетическую функцию нанесения знаков резчики целью не имели, издали знаки были неразличимы. Есть знаки в Хумаре, нанесенные охрой, так вот после побелки они перерисовывались снова. На Семикаракорском городище раскопано около ста кирпичей со знаками. На сырых необожженных кирпичах знаки наносились даже пальцем. Практически не встречаются метки с произвольным рисунком. Но что обозначали повторяющиеся знаки? Флерова В. Е. предлагает варианты магии, учета материала или знака собственника. Так как существовал специальный инструмент для нанесения знаков, Флерова В. Е. склоняется к магическому использованию рун. Отсюда и несколько знаков на одном материале. Жертвенное назначение рунических знаков. Фигуры людей и животных на камнях заменяли приносимую настоящую жертву. Камни и кирпичи с метками находят даже в могильниках. Интересно, что метки средневекового Киева и Чернигова ближе к хорезмийским, чем к хазарским Маяцкого и Семикаракорского городищ.
Флерова В. Е. Граффити Хазарии
Турчанинов Г. Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы
Турчанинов Г. Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка
По Турчанинову Г. Ф. черные булгары и аланы общались на восточно-иранском языке. Двузвучные знаки тяжело воспринимаются, их можно разложить на отдельные буквы. Цифры тоже писали слева направо. Прорисовка всех рунических знаков моя, извините, точно не художник, может быть кто-то сможет изобразить их по-дизайнерски. Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Древние кубанцы вели отсчет времени по селевкидской эре. Счет вели не десятками или дюжинами, а двадцатками. Вместо знака словораздела иногда использовали паузу, пробел между слов.
Слово «пиво» звучало, по мнению Турчанинова Г. Ф. в древней степи как «илут, илутан». Жирное пиво — «пилут, пилае». Отсюда, возможно, слово «пиала». Город Оскол, возможно, происходит от рунического «Ашкал».
На альчики (астрагалы) наносили по одному руническому знаку и использовали их для гадания. Какая зашифрованная буква выпадала, такая и судьба. Известно 14 разных таких знаков, обозначающих различные стороны человеческой жизни и личности: достаток, доблесть, благополучие, удача, могила, тяготы, счастье, сила, порок и тому подобное. Просверленный альчик носили при себе. Альчики имели такую ценность, что их находят в могильниках среди вещей нужных в загробном мире.
Флерова В. Е. указывает, что рисунки на альчиках не похожи на счет и тамги. Считает знак решетки оберегом. А знак лесенки мировым деревом. Квадраты как схема горизонтального мира. Солярная символика на альчиках. Астрагалы с магическими знаками в средневековье давали направление, как лечить пациента, у кого из божественных сил просить помощи, куда изменить дорогу судьбы и т. д. Сочетание символов нескольких альчиков как дорожная карта для испытуемого. Для населения каганата альчики не были игрушками, а относились к религиозной практике.
Любопытно, что вождь в осетинском языке означает «фатаг», не отсюда ли ватага и ватажок?
Чаще всего находят рунические надписи на ясском диалекте (смешанном ироно-дигорском) осетинского языка. Фахр ад-Дин Мубарак-шах Марварруди тоже указал, что хазары пишут слева направо.
Турчанинов Г. Ф. расшифровал даже смешанную славянско-аланскую надпись «Славутя» около Рязани.
Флерова В. Е. очень необычно называет рунические буквы и цифры. Есть: «двузубые вилы, птичья лапа, односторонний двузубец, двусторонний двузубец, окружность, прямой крест, косой крест, галочка, параллели, сетка, лесенка, черта, е-образный, а-образный, дуга, овал, зигзаг, петля, дуга с лучами, перпендикуляр, ромб с хвостом, колоколовидный, решетка» и т. п. Вроде бы фольклор, но сразу отчетливо понимаешь рисунок буквы.
Она пишет, что часто сходные граффити выбиты на разных сторонах одного камня. Чаще всего знаки наносились на высоте удобной для резьбы стоя и сидя. Выше или ниже этой высоты знаков существенно меньше. Расшифровку маяцких тамг по аналогии она считает малоубедительной. Знаки относит, в основном, к родовым и профессиональным меткам. Примитивная форма знаков является повторяемой и мешает их изучению. Глубина штриха от 0, 5 до 4 мм, ширина штриха больше глубины. Скругленный резец встречается редко.
Эстетическую функцию нанесения знаков резчики целью не имели, издали знаки были неразличимы. Есть знаки в Хумаре, нанесенные охрой, так вот после побелки они перерисовывались снова. На Семикаракорском городище раскопано около ста кирпичей со знаками. На сырых необожженных кирпичах знаки наносились даже пальцем. Практически не встречаются метки с произвольным рисунком. Но что обозначали повторяющиеся знаки? Флерова В. Е. предлагает варианты магии, учета материала или знака собственника. Так как существовал специальный инструмент для нанесения знаков, Флерова В. Е. склоняется к магическому использованию рун. Отсюда и несколько знаков на одном материале. Жертвенное назначение рунических знаков. Фигуры людей и животных на камнях заменяли приносимую настоящую жертву. Камни и кирпичи с метками находят даже в могильниках. Интересно, что метки средневекового Киева и Чернигова ближе к хорезмийским, чем к хазарским Маяцкого и Семикаракорского городищ.
Флерова В. Е. Граффити Хазарии
Турчанинов Г. Ф. Памятники письма и языка народов Кавказа и Восточной Европы
Турчанинов Г. Ф. Древние и средневековые памятники осетинского письма и языка
Комментариев нет:
Отправить комментарий