Бубенок О.Б.
Касоги на юго-западной границе хазарского каганата
Киев – Харков
2014
Так, исследователи уже давно пришли к выводу, что в Х в. одним из обозначений адыгских племен, проживавших на территории
Хазарского каганата, стал новый этноним касоги. Уже сам этот факт требует объяснения. Но этот вопрос до сих пор остается
нерешенным. Кроме того, требует отдельного рассмотрения также вопрос расселения адыгских племен на территории Хазарского
государства, а также их культурная атрибуция. Не ясна также степень интеграции касогов в военно-политическую структуру
Каганата. Следует отметить, что последним вопросам за последние десятилетия не уделялось должного внимания. Однако не исключено, что все отмеченные вопросы между собой взаимосвязаны. Логично начать рассмотрение проблемы с происхождения самого этнонима касоги...
Возможно, что в последний раз древнерусские летописи сообщали о касогах под 1223 г., где речь идет о первом походе
монгольских полководцев на Северный Кавказ [Воскресенская, 1856, с. 129; Лаврентьевская, 1846, с. 189]. Необходимо отметить,
что древнерусские летописцы использовали два варианта этого этнического названия – касоги или косоги, что может лишь
свидетельствовать о диалектных расхождениях в древнерусском языке...
В последний раз Плано Карпини в своей “Истории монгалов”, составленной в 40-е гг. ХIII в., упомянул среди народов Кавказа этническую группу Касы...
Невозможно установить, является ли это слово в осетинском активным причастием настоящего времени kas-аеg ‘глядящий’ от kas-yn ‘глядеть’ или народноэтимологическим образованием от имени адыгейцев на осетинской почве»...
К аналогичным выводам пришла также Н. Г. Волкова, которая относительно распространения давних этнических названий адыгов зихи и касоги среди современных народов Кавказа указала: “Тем не менее, такая генетическая связь терминов на протяжении нескольких десятков столетий еще не может и не означает, что давние этнонимы зихи и касаги, как и в наши дни, соотносились с адыгским этносом. Известны случаи, когда этническое содержание термина изменялось и в более короткие исторические периоды…”
Касаясь вопроса о происхождении этнического названия кас-ог, можно отметить, что в состав данного этнонима входит термин кас-, что заставляет вспомнить этнические и социальные названия – хазар, казак, казах, тюркское происхождение которых уже было давно доказано, ибо они, по мнению многих исследователей, происходят от общетюркского кас (коса) – “кочевать”...
Особо следует выделить эти трупосожжения. Поэтому имеет резон обратить внимание на идею А. В. Пьянкова о “касожском”
происхождении носителей кремационного обряда на Северо-Западном Кавказе, ибо данные средневековых авторов свидетельствуют о проживании в упомянутом районе в первой половине Х в. именно касогов.
Как видим, этноним касог и кремационные захоронения на Северо-Западном Кавказе появились практически одновременно,
на рубеже VIII–IX вв. Не исключено, что изначально термин касог являлся обобщающим названием для смешанного тюрко-адыгского
населения Прикубанья в конце VIII – первой половине X вв. О возможности такого симбиоза могут свидетельствовать раскопки
Борисовского могильника, где на участке хазарского времени встречались не только кремации салтовского типа, но и ингумации в
каменных ящиках, что соответствует местным традициям...
Анализируя ситуацию в Северо-Западном Причерноморье, А. В. Пьянков пришел к следующим выводам: “В VIII в. происходит частичная смена населения, отразившаяся в распространении в отдельных районах нового погребального обряда. На анапско-геленджикском побережье в Западном Закубанье, вплоть до устья реки Псекупс, выявлено 20 могильников с кремациями второй половины VIII – IX веков. Эти могильники занимают компактную территорию. Ее северной границей служила река Кубань, южной – северные склоны Кавказского хребта, западной – берег Черного моря, а восточной – река Псекупс. Кремации, распространившиеся в регионе, резко отличаются по основным деталям обряда от предыдущих и не связаны с ними происхождением...
Еще в 1996 г. А. В. Пьянков и А. В. Тарабанов эти сходства на кремационных могильниках бассейна Северского Донца и Северо-Западного Кавказа объясняли “общностью происхождения” населения, их оставившего. Что же касается некоторых отличий, то упомянутые исследователи объяснили это “проживанием племен – носителей кремационного обряда, после расселения, в различном этнокультурном окружении”..
А. В. Пьянков же считал, что “кремации типа Дюрсо не имеют корней на Северо-Западном Кавказе в предшествующий период и их носители не могут быть признаны автохтонным кавказским народом”...
В результате создается впечатление, что население как на Северо-Западном Кавказе (Борисово, Дюрсо), так и в бассейне Северского Донца в Сухой Гомольше было связано с военной службой в кавалерии, т. е. имело непосредственное отношение к степной жизни...
Обычно с пребыванием касогов в Х в. связывают, в первую очередь, территорию Северо-Западного Кавказа. Однако возможен
вариант, при котором хазарская администрация могла выселить часть беспокойных адыгов за пределы их искомых территорий на
Северо-Западном Кавказе, а на их место поселить пришельцев, выполнявших функции представителей хазарской администрации.
Для такого предположения имеются основания...
Может быть, и прав Г. Ф. Турчанинов в том мнении, что надписи на флягах Новочеркасского музея были написаны не на тюркском или
иранском языках, а именно на касожском (адыгском)...
Таким образом, вопреки распространенному мнению, приходится признать, что этноним касоги или кас- в хазарское
время использовался не только для обозначения адыгоязычного населения Северо-Западного Кавказа, но и являлся первоначальным
обозначением кочевого населения, внедренного хазарской администрацией в адыгскую среду в рамках стабилизационных
мероприятий на юго-западной границе Хазарского каганата в VIII–IX вв...
В результате видим, что в хазарское время под термином касоги могло быть известно полиэтничное (тюрко-адыгское) население Хазарского каганата.
Касоги на юго-западной границе хазарского каганата
Киев – Харков
2014
Так, исследователи уже давно пришли к выводу, что в Х в. одним из обозначений адыгских племен, проживавших на территории
Хазарского каганата, стал новый этноним касоги. Уже сам этот факт требует объяснения. Но этот вопрос до сих пор остается
нерешенным. Кроме того, требует отдельного рассмотрения также вопрос расселения адыгских племен на территории Хазарского
государства, а также их культурная атрибуция. Не ясна также степень интеграции касогов в военно-политическую структуру
Каганата. Следует отметить, что последним вопросам за последние десятилетия не уделялось должного внимания. Однако не исключено, что все отмеченные вопросы между собой взаимосвязаны. Логично начать рассмотрение проблемы с происхождения самого этнонима касоги...
Возможно, что в последний раз древнерусские летописи сообщали о касогах под 1223 г., где речь идет о первом походе
монгольских полководцев на Северный Кавказ [Воскресенская, 1856, с. 129; Лаврентьевская, 1846, с. 189]. Необходимо отметить,
что древнерусские летописцы использовали два варианта этого этнического названия – касоги или косоги, что может лишь
свидетельствовать о диалектных расхождениях в древнерусском языке...
В последний раз Плано Карпини в своей “Истории монгалов”, составленной в 40-е гг. ХIII в., упомянул среди народов Кавказа этническую группу Касы...
Невозможно установить, является ли это слово в осетинском активным причастием настоящего времени kas-аеg ‘глядящий’ от kas-yn ‘глядеть’ или народноэтимологическим образованием от имени адыгейцев на осетинской почве»...
К аналогичным выводам пришла также Н. Г. Волкова, которая относительно распространения давних этнических названий адыгов зихи и касоги среди современных народов Кавказа указала: “Тем не менее, такая генетическая связь терминов на протяжении нескольких десятков столетий еще не может и не означает, что давние этнонимы зихи и касаги, как и в наши дни, соотносились с адыгским этносом. Известны случаи, когда этническое содержание термина изменялось и в более короткие исторические периоды…”
Касаясь вопроса о происхождении этнического названия кас-ог, можно отметить, что в состав данного этнонима входит термин кас-, что заставляет вспомнить этнические и социальные названия – хазар, казак, казах, тюркское происхождение которых уже было давно доказано, ибо они, по мнению многих исследователей, происходят от общетюркского кас (коса) – “кочевать”...
Особо следует выделить эти трупосожжения. Поэтому имеет резон обратить внимание на идею А. В. Пьянкова о “касожском”
происхождении носителей кремационного обряда на Северо-Западном Кавказе, ибо данные средневековых авторов свидетельствуют о проживании в упомянутом районе в первой половине Х в. именно касогов.
Как видим, этноним касог и кремационные захоронения на Северо-Западном Кавказе появились практически одновременно,
на рубеже VIII–IX вв. Не исключено, что изначально термин касог являлся обобщающим названием для смешанного тюрко-адыгского
населения Прикубанья в конце VIII – первой половине X вв. О возможности такого симбиоза могут свидетельствовать раскопки
Борисовского могильника, где на участке хазарского времени встречались не только кремации салтовского типа, но и ингумации в
каменных ящиках, что соответствует местным традициям...
Анализируя ситуацию в Северо-Западном Причерноморье, А. В. Пьянков пришел к следующим выводам: “В VIII в. происходит частичная смена населения, отразившаяся в распространении в отдельных районах нового погребального обряда. На анапско-геленджикском побережье в Западном Закубанье, вплоть до устья реки Псекупс, выявлено 20 могильников с кремациями второй половины VIII – IX веков. Эти могильники занимают компактную территорию. Ее северной границей служила река Кубань, южной – северные склоны Кавказского хребта, западной – берег Черного моря, а восточной – река Псекупс. Кремации, распространившиеся в регионе, резко отличаются по основным деталям обряда от предыдущих и не связаны с ними происхождением...
Еще в 1996 г. А. В. Пьянков и А. В. Тарабанов эти сходства на кремационных могильниках бассейна Северского Донца и Северо-Западного Кавказа объясняли “общностью происхождения” населения, их оставившего. Что же касается некоторых отличий, то упомянутые исследователи объяснили это “проживанием племен – носителей кремационного обряда, после расселения, в различном этнокультурном окружении”..
А. В. Пьянков же считал, что “кремации типа Дюрсо не имеют корней на Северо-Западном Кавказе в предшествующий период и их носители не могут быть признаны автохтонным кавказским народом”...
В результате создается впечатление, что население как на Северо-Западном Кавказе (Борисово, Дюрсо), так и в бассейне Северского Донца в Сухой Гомольше было связано с военной службой в кавалерии, т. е. имело непосредственное отношение к степной жизни...
Обычно с пребыванием касогов в Х в. связывают, в первую очередь, территорию Северо-Западного Кавказа. Однако возможен
вариант, при котором хазарская администрация могла выселить часть беспокойных адыгов за пределы их искомых территорий на
Северо-Западном Кавказе, а на их место поселить пришельцев, выполнявших функции представителей хазарской администрации.
Для такого предположения имеются основания...
Может быть, и прав Г. Ф. Турчанинов в том мнении, что надписи на флягах Новочеркасского музея были написаны не на тюркском или
иранском языках, а именно на касожском (адыгском)...
Таким образом, вопреки распространенному мнению, приходится признать, что этноним касоги или кас- в хазарское
время использовался не только для обозначения адыгоязычного населения Северо-Западного Кавказа, но и являлся первоначальным
обозначением кочевого населения, внедренного хазарской администрацией в адыгскую среду в рамках стабилизационных
мероприятий на юго-западной границе Хазарского каганата в VIII–IX вв...
В результате видим, что в хазарское время под термином касоги могло быть известно полиэтничное (тюрко-адыгское) население Хазарского каганата.
Комментариев нет:
Отправить комментарий