пятница, 26 апреля 2019 г.

О.Б. Бубенок
КАСОГИ В КИЕВЕ
ВЕСТНИК
Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований
№ 3 (26)
Нальчик, 2015

В статье акцентируется внимание на том, что древнерусские летописи практически молчат о присутствии касогов в Древнем Киеве. Однако известно, что в конце Х в. и в определенные периоды XI в. киевские князья устанавливали свой непосредственный контроль над Тмутараканью. Поэтому можно доверять сообщениям некоторых летописей, согласно которым после похода 965 г. князь Святослав мог поселить в Киеве часть побежденных им ясов и касогов. Также вероятно, что на стенах Софии Киевской мог оставить граффити сын касога, переселившегося в XI в. в Киев из Тмутаракани. Кроме того, в Поучении Владимира Мономаха упомянуто слово унеин, которое могло попасть к Владимиру от касогов еще до его правления в Киеве. Миграции касогов в Киев носили индивидуальный характер, поэтому там они быстро были ассимилированы славянами...
Следует отметить, что памятники салтовской культуры на территории Древнего Киева до сих пор большая редкость, но они иногда встречаются. Можно, например, вспомнить, что в конце XIX в. в Киеве на улице Прорезной были обнаружены катакомбы, но с трупосожжениями в урнах, что очень необычно для салтовской культуры...
Не может быть сомнений в том, что при киевских князьях Владимире Святославиче, Ярославе Владимировиче и Всеволоде Святославиче касоги переселялись в Киев с Таманского полуострова. Однако древнерусские летописи прямо об этом не пишут. Но есть свидетельство иного рода, которое прямо подтверждает такие миграции.
Речь идет об обнаруженной на стенах Софии Киевской надписи. Надпись находится в южной наружной галерее собора и вместе другими граффити была нанесена на фреску: «Дедилец-касог, тмутаракан[ец, писал], идя от святых. Ибо я, Господи, чаю прийти к тебе на воскрешение. Ох, душа моя»...
Так, В.Н. Чхаидзе и И.А. Дружинина считают, что это «надпись последней четверти XI – первой четверти XII в.»36. Но, как нам известно, именно в этот период прекратились прямые связи Киева с Тмутараканью. Такую датировку надписи они обосновывают широким распространением христианства среди касогов именно в то время.
Это они подкрепляют следующей информацией: «Княживший в это время в Тмутаракани Олег Святославич (1083–1094) около 1084-го или 1088 г. возвел на Зихскую кафедру русского архиепископа, монаха Киево-Печерского монастыря Николая... И Зихская епархия, и Русская церковь одинаково были подчинены Константинопольскому патриарху. ...В данном контексте обнаруженная в Киевской Софии надпись чрезвычайно интересна и важна. Она составлена касогом-христианином, носящим славянское мирское имя Дедилец». Таким образом, исследователи дают понять, что касог Дедилец прибыл из Тмутаракани в Киев поклониться святым местам...
Если следовать предположениям В.Ю. Франчук, то это случилось накануне похода 1185 г. Кроме того, видимо, на основании того, что Дедилец был касогом и в Черниговской земле традиционно проживали касоги, исследователь отметила, что «к потомкам касогов, предполагаем, могли принадлежать и черниговские ковуи и воевода Ольстин Олексич»...
Что же касается касогов, приведенных Мстиславом в начале XI в. на земли Черниговского княжества, то В.В. Мавродин считал, что «касого-ясо-хазарская дружина Мстислава осталась в Черниговщине». В качестве доказательства этого он отметил, что еще в XVII в. «под Рыльском упоминается о “Словенской пустыне, в Касожской волости на Словенском городище, на реке Семи да на Словенском
озере”». По его данным, на бывших северных границах Черниговского княжества буквально до XVII в. существовало село Касожичи, которое впоследствии получило иное название – Коробкино. Как видим, в Черниговском княжестве касоги оставались известными под своим прежним именем значительно позже конца XII в...
Относительно того, что Дедилец мог являться потомком касога А.А. Зализняк привел следующий аргумент: «... слово касожичъ
здесь можно было трактовать и просто как отчество. В самом деле, касожичъ тмутороканець выглядит очень похоже... Ясно, однако, что в данном случае это ничего не меняет: «касог» или «сын касога» – это реально одно и то же»...
Поэтому остается выяснить, где Владимир Всеволодович мог иметь интенсивные контакты с касогами до 1099 г.? Напомним широко известные факты из жизни Владимира Мономаха.
Как известно, Владимир Всеволодович Мономах (1053–1125) детские годы провел при дворе своего отца Всеволода Ярославича в Переяславле. С 1073-го по 1078 г. он был князем Смоленским, с 1078-го по 1094 г. – князем Черниговским, с 1094-го по 1113 г. – князем Переяславским и, наконец, с 1113-го по 1125 г. Владимир Мономах был Великим князем Киевским. Как видим, до 1099 г. Владимир
Всеволодович еще не занимал киевский престол. Следовательно, общаться с касогами он мог лишь вне пределов Киева. Не мог Владимир Всеволодович и в Тмутаракани побывать, что являлось следствием сложных политических событий второй половины XI в. Получается, что общаться с касогами Владимир Мономах мог непосредственно на Руси.
Обратим внимание на то, что в то время, когда его отец Всеволод Ярославич занимал киевский престол, Владимир с 1078-го по 1094 г. был князем Черниговским. Как уже отмечалось, В.В. Мавродин сумел доказать, что черниговские князья не только имели длительные связи с Тмутараканью, но и после смерти Мстислава на Черниговской земле еще долгое время сохранялась касожская община. Поэтому будет вполне логично считать, что в Чернигове в окружение Владимира Мономаха были включены местные касоги...
Кроме того, различным был и характер переселений касогов на земли Южной Руси. Если в Черниговскую землю касоги переселялись группами и проживали на новых местах компактно в составе касожских общин, то миграции касогов в Киев носили частный характер,
что очень скоро приводило к ассимиляции касогов славянским большинством. Как известно, сначала потомки пришельцев теряют язык предков, а потом начинают преобладать местные имена и уже после этого меняется этническое самосознание.
Это мы хорошо можем видеть на примере Дедильца, сына касога из Тмутаракани, который оставил надпись на стенах Софии Киевской. Касоги в Киеве, в отличие от своих соплеменников на Черниговской земле, не смогли создать на новом месте отдельную общину. Поэтому древнерусские летописи о них и не упоминали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий