Бгажноков Б.Х.
Этноним КАС в топонимике Евразии
(Очерки древней и средневековой истории адыгов
Нальчик, 2016)
Кавказ (гора касов), Каспий, Казбек, Черкесия, Касогдиана, Касахия, ал-Акасара, Касог, Каскун, Каскон, Гасконь, Кашак, Касог, Чаркас, Джаркас, Кассий, Гиндукуш, царь Киссей, Кассарское ущелье в Осетии, Кашуети (Кашвети) в Верхней Сванетии, Кашети (Кашиете, Кашиети, Кайшет, Кашет) в горной Ингушетии, хаттский бог Kashala.
Например, не случайно в лезгинском языке слово кас используется в значении «человек», «мужчина», «муж» и одним из главных персонажей лезгинских сказаний и притч является мифический прародитель кавказцев Касбуба – «дед Кас»...
Чеченское обозначение средневековых склепов – кашун. Этноним касы/касситы восходит к древнеиндийскому языку, в котором kas означает «сверкать, сиять», а kasih – «солнце, свет, сияние, глянец»...
Следует особо отметить в данной связи, что античный период изобилует сообщениями о Кизике на Балканах, на Кавказе и в Крыму. Еще в V в. н.э. Геродот сообщал об области Кизик в Скифии и о кизикейцах «пышно справляющих праздник в честь матери богов. Начиная со II в. до н.э. племя кизиков и область Кизик фиксируют в юго-восточном Крыму, в районе между Керчью и Херсонесом, а также на Таманском полуострове – на восточном берегу Азовского моря. Так, Полибий (II в. до н.э.) относит к числу автономных общин юго-восточного Крыма «херсониситов и кизикцев», которые были включены в мирный договор 179 г. до н.э., заключенный Фарнаком I с римскими правителями в Малой Азии. Известно, кроме того, относящиеся ко II в. н.э.50 сообщение Арриана о «кизикцах» и «местечке Казека» на юго-востоке Крымского полуострова за Пантикапеем (Керчью) неподалеку от Херсонеса. В V в. н.э. в том же месте Псевдо-Арриан локализуют «деревню Казека»...
Суммируя данные об античных и средневековых названиях адыгов с элементом кас, можно предположить, что во второй половине I тыс до н.э. на юго-востоке Крымского полуострова и на Северном Кавказе сформировался массив меото-адыгского населения, объединенный похожими или однотипными названиями: кисы, кизы. каси, аккисы, кизики, касаки, кашаки, акасы касконы.
Нам кажется, что в данном случае сочетание Газария/Кассария заставляет и обязывает еще раз вспомнить выдвинутую еще в первой половине XIX века Ж. Рено и Фр. Боденштедтом концепцию двойственной природы хазар – местной, кабардино-черкесской и пришлой – тюркской...
Отсюда, в частности, мнение Д.И. Иловайского и его последователей на счет того, как была устроена Хазария и каким образом в течение VIII– IX вв. развивались в ней этнополитические процессы:
1) внутри Хазарской державы «турко-хазары» жили главным образом около Каспийского моря и Нижней Волги,
2) собственно хазары или «хазаро-черкесы» (а также некоторое время черные булгары) занимали северо-западный Кавказ и Юго-восточный Крым,
3) между Вожско-Каспийской и Крымско-Западно-Кавказской Хазарией пролегала, зависимая также от «турко-хазар» Алания, выполняя роль связующего звена между двумя областями Хазарии,
4) восстания и выселение из Центрального Кавказа «части кабар» (кабардинцев) постепенно «подрывали крепость Хазарской державы» и усиливали позиции алан, что в конечном итоге стало одной из внутренних причин распада Хазарии и становления независимой Алании и Касахии (Черкесии)...
В сочинениях Г. Пахимера и Ибн-Саида второй половины XIII века достаточно отчетливо показано расположение акасов и их страны ал-
Акасара в составе Золотой Орды. Это местность вблизи, где-то справа от Дарьяльского ущелья и, насколько мы понимаем, ее координаты совпадают с долиной Кассарского ущелья. Что, конечно, не случайно, также как и то, что в современной Осетии осетины называют это ущелье Къасара, почти дословно повторяя одно из раннесредневековых, видимо, грузинских, названий адыгов.
Спустя несколько десятилетий после Пахимера и Ибн-Саида другой средневековый писатель – Абульфеда (1321 г.), выделяет справа от страны ал-Булгар (Вожская Булгария) государство ал-Касак, населенное народом, обитающим между ал-Анджаз (Жаннетия – Б.Б.) и ал-Лан82. Сообщается также о стране ал-Джаркис в одном ряду со странами ал-Булгар, ар-Рус, ал-Фарандж и др. «Это, – пишет Абульфеда, – многолюдные страны, великие и очень обширные»...
Выстраивается таким образом, целый ряд однотипных названий одной и той же северо-кавказской страны Каскун/ал-Акасара/ал-Касак/ал-
Джаркис. Все они содержат в себе этнический термин кас...
Этноним КАС в топонимике Евразии
(Очерки древней и средневековой истории адыгов
Нальчик, 2016)
Кавказ (гора касов), Каспий, Казбек, Черкесия, Касогдиана, Касахия, ал-Акасара, Касог, Каскун, Каскон, Гасконь, Кашак, Касог, Чаркас, Джаркас, Кассий, Гиндукуш, царь Киссей, Кассарское ущелье в Осетии, Кашуети (Кашвети) в Верхней Сванетии, Кашети (Кашиете, Кашиети, Кайшет, Кашет) в горной Ингушетии, хаттский бог Kashala.
Например, не случайно в лезгинском языке слово кас используется в значении «человек», «мужчина», «муж» и одним из главных персонажей лезгинских сказаний и притч является мифический прародитель кавказцев Касбуба – «дед Кас»...
Чеченское обозначение средневековых склепов – кашун. Этноним касы/касситы восходит к древнеиндийскому языку, в котором kas означает «сверкать, сиять», а kasih – «солнце, свет, сияние, глянец»...
Следует особо отметить в данной связи, что античный период изобилует сообщениями о Кизике на Балканах, на Кавказе и в Крыму. Еще в V в. н.э. Геродот сообщал об области Кизик в Скифии и о кизикейцах «пышно справляющих праздник в честь матери богов. Начиная со II в. до н.э. племя кизиков и область Кизик фиксируют в юго-восточном Крыму, в районе между Керчью и Херсонесом, а также на Таманском полуострове – на восточном берегу Азовского моря. Так, Полибий (II в. до н.э.) относит к числу автономных общин юго-восточного Крыма «херсониситов и кизикцев», которые были включены в мирный договор 179 г. до н.э., заключенный Фарнаком I с римскими правителями в Малой Азии. Известно, кроме того, относящиеся ко II в. н.э.50 сообщение Арриана о «кизикцах» и «местечке Казека» на юго-востоке Крымского полуострова за Пантикапеем (Керчью) неподалеку от Херсонеса. В V в. н.э. в том же месте Псевдо-Арриан локализуют «деревню Казека»...
Суммируя данные об античных и средневековых названиях адыгов с элементом кас, можно предположить, что во второй половине I тыс до н.э. на юго-востоке Крымского полуострова и на Северном Кавказе сформировался массив меото-адыгского населения, объединенный похожими или однотипными названиями: кисы, кизы. каси, аккисы, кизики, касаки, кашаки, акасы касконы.
Нам кажется, что в данном случае сочетание Газария/Кассария заставляет и обязывает еще раз вспомнить выдвинутую еще в первой половине XIX века Ж. Рено и Фр. Боденштедтом концепцию двойственной природы хазар – местной, кабардино-черкесской и пришлой – тюркской...
Отсюда, в частности, мнение Д.И. Иловайского и его последователей на счет того, как была устроена Хазария и каким образом в течение VIII– IX вв. развивались в ней этнополитические процессы:
1) внутри Хазарской державы «турко-хазары» жили главным образом около Каспийского моря и Нижней Волги,
2) собственно хазары или «хазаро-черкесы» (а также некоторое время черные булгары) занимали северо-западный Кавказ и Юго-восточный Крым,
3) между Вожско-Каспийской и Крымско-Западно-Кавказской Хазарией пролегала, зависимая также от «турко-хазар» Алания, выполняя роль связующего звена между двумя областями Хазарии,
4) восстания и выселение из Центрального Кавказа «части кабар» (кабардинцев) постепенно «подрывали крепость Хазарской державы» и усиливали позиции алан, что в конечном итоге стало одной из внутренних причин распада Хазарии и становления независимой Алании и Касахии (Черкесии)...
В сочинениях Г. Пахимера и Ибн-Саида второй половины XIII века достаточно отчетливо показано расположение акасов и их страны ал-
Акасара в составе Золотой Орды. Это местность вблизи, где-то справа от Дарьяльского ущелья и, насколько мы понимаем, ее координаты совпадают с долиной Кассарского ущелья. Что, конечно, не случайно, также как и то, что в современной Осетии осетины называют это ущелье Къасара, почти дословно повторяя одно из раннесредневековых, видимо, грузинских, названий адыгов.
Спустя несколько десятилетий после Пахимера и Ибн-Саида другой средневековый писатель – Абульфеда (1321 г.), выделяет справа от страны ал-Булгар (Вожская Булгария) государство ал-Касак, населенное народом, обитающим между ал-Анджаз (Жаннетия – Б.Б.) и ал-Лан82. Сообщается также о стране ал-Джаркис в одном ряду со странами ал-Булгар, ар-Рус, ал-Фарандж и др. «Это, – пишет Абульфеда, – многолюдные страны, великие и очень обширные»...
Выстраивается таким образом, целый ряд однотипных названий одной и той же северо-кавказской страны Каскун/ал-Акасара/ал-Касак/ал-
Джаркис. Все они содержат в себе этнический термин кас...
Комментариев нет:
Отправить комментарий