суббота, 5 сентября 2020 г.


Макаренко П.Л. 

Трагедия Казачества

(Очерк на тему: Казачество и Россия)

ЧАСТЬ V

(Апрель-ноябрь 1920 г.)

Глава XXVI

(цитата)

     Через всю крымскую печать красной нитью проходила уверенность в неприступности укреплений на крымских перешейках. Ген. Врангель также утверждает, что будто бы «за шесть месяцев напряженной работы были созданы укрепления, делавшие доступ врагу в Крым чрезвычайно трудным: рылись окопы, плелась проволока, устанавливались тяжелые орудия, строились пулеметные гнезда. Все технические средства Севастопольской крепости были использованы...
     Не были закончены лишь блиндажи, укрытия и землянки для войск. Недостаток рабочих рук и отсутствие лесных материалов тормозили работу» (цит. выше работа Врангеля, стр. 226).
     В действительности дело обстояло так: ...«К моменту катастрофы укреплений, способных противостоять огню тяжелых, а в девяти из десяти случаев и легких батарей, не было. Вместо обшитых, подготовленных для осенней слякоти и зимней стужи, окопов, были почти повсеместно традиционные российские канавы. Блиндажами (более чем сомнительного качества) блистал к началу осени (мне довелось быть на Перекопе в последний раз в сентябре месяце) чуть ли не один лишь Перекопский вал...
     «Долговременных артиллерийских укреплений на перешейке не было вовсе. Существовавшие полевые были весьма примитивны. Установка большей части артиллерии была рассчитана на последнюю минуту, так как свободных тяжелых орудий в запасе в Крыму не было, заграница их не прислала.
     «Можно с достаточной достоверностью утверждать, что первое место среди средств обороны Перекопского перешейка принадлежало проволоке. При пересечении Перекопа, с юга на север, от Юшуня до Перекопского вала, насчитывалось к началу осени всего 17-ть рядов проволочных заграждений. Электрический ток, фугасы, яко бы заложенные между ними, и т. п. — все это было лишь плодом досужей фантазии.
     «При мощности артиллерии, противника, и крайне слабом развитии всех прочих средств обороны этого было далеко не достаточно»... (Крымская эпопея. По дневникам участников и по документам. А. А. Валентинов. «Архив русской революции», т. V-й, стр. 79).
     Вследствие этого создалась необыкновенно тяжелые условия для войск, защищавших проходы в Крым. Сам Врангель признает, что «наступившие небывало рано морозы создали особенно неблагоприятные условия, так как линия обороны лежала в местности мало населенной, и жилищный вопрос для войск становился особенно острым... Благодаря отсутствию жилья и недостатка топлива, количество обмороженных росло... В эти дни прибыл, наконец, большой транспорт (пароход) «Рион» с зимней одеждой для войск, но было уже поздно» (Записки Врангеля, стр. 226 и 230).
     «Огромные воинские массы армии Врангеля были сосредоточены теперь севернее Джанкоя в малолюдном районе перешейков. В свирепые морозы ночевать приходилось под открытым небом. Голодные, плохо одетые офицеры и солдаты могли согреться только около костров, если с большим трудом удавалось раздобыть топливо» (Раковский. Конец белых, стр. 175).
     Но костры можно было разводить только в тылу. На передовых позициях люди мерзли, чем подрывалась боеспособность армии...

10 апреля 1939 года
журнал «ВК»
260-й номер 
стр. 8-9

Комментариев нет:

Отправить комментарий