вторник, 22 сентября 2020 г.

 

Петр Крюков

 

Забытые могилы

 

Далеко, далеко от нас, много дальше неприветливых волн вечно шумящего мутно-зеленого Черного моря, среди широких, вольных и безбрежных Придонских степей, — есть забытые, заброшенные могилки с покосившимися деревянными крестами, а иногда и вовсе без крестов: так просто холмик насыпан.

Заброшенные, забытые…

Ничья заботливая нежная рука перед праздниками не уничтожит на них сорной травы, не обложит дерном и не посыплет вокруг мелким серебристым песком.

Никто не склонится над этими могилками с жаркой молитвой, и ничья рука не упадет на холодную землю маленьких холмиков…

Эти скромные холмики — могилки не менее скромных бойцов, положивших жизнь свою за свободу Родимого Края.

Кто они, эти неизвестные бойцы, так беззаветно любившие родину? Где их родные, близкие? Знают ли они о смерти своих защитников?

Тихо звенит серебристый ковыль и шепчет:

— Они — казаки!

В этих двух словах заключается все объяснение:

— Они — казаки!

Что им родные и близкие?! Не ради ли той самой степи, где разбросаны теперь их могильные холмики, покинули они отчий дом и близких?

Не ради ли нее забыли они о всем на свете и, идя в бой с многочисленным противником, думали только о нем — Родимом Крае?

Не забыла только степь родная об этих могилках!

Ранней весной, только что сойдет с лица земли белый саван зимы, пригреет солнышко, и тотчас же могильные холмики начинают украшаться свежей молодой зеленью. И все лето над могилками носится фимиам чабера и полыни, и тихо шепчет безвестным героям родные сказы старый ковыль.

А у людей эти могилки забыты…

Полонили Родимый Край злые враги; опоганили, заплевали Придонскую степь и грубо насмехаются над семьями тех, чьи могилки разбросаны по простору степи.

Победители!

И боятся близкие даже сотворить молитву во имя павших в бою, чтобы не поплатиться за это… Враги вездесущи и всеслышащи.

Поэтому-то эти могилки и заброшены, забыты…

Но не забыты эти заброшенные могилки далеко, далеко — в чужих землях во всех уголках земного шара, где бьется казачье сердце, где еще живы соратники тех, которые пали.

Каждый праздник в скромной, заграничной православной церковке возносится ими горячая молитва за тех — «на поли брани живот свой положивших», — и мягко и нежно несется ввысь вечная память.

Вечная вам память, безвестные борцы, павшие за свободу Родимого Края!

Вечная память!

 

10 февраля 1928 года

журнал «ВК»

5-й номер

стр. 1

Комментариев нет:

Отправить комментарий