Фролов Б. Е.
Холодное оружие кубанских казаков
Краснодар, 2009
стр. 202-204
Современные исследователи указывают на существование у горцев особого «этикета» кинжала. Описывая традицию чеченцев, И. Асхабов замечает: «Следует отметить, что противокольчужными кинжалами горцы пользовались только на войне. Не позволялось их использовать в мирное время среди народа, при бытовых ссорах. Считалось постыдным наносить колющий удар даже кровнику. Допускалось нанесение только рубящего удара, от которого можно было поправиться и сохранить надежду на примирение враждующих, тогда как колющее ранение чаще приводило к смертельному исходу и продолжению вражды».
Специально изучением этого вопроса занимался Д. А. Шереметьев. Выводы ученого таковы. Размер кавказского кинжального клинка позволяет наносить и колющие, и рубящие удары. Горцы вполне осознавали опасность колющих ударов в торе. Однако практика применения кинжала показывает, что рубящий удар был, условно говоря, «нормативным», а колющий — «прикладным». Уважающий себя воин должен именно рубить кинжалом. У вайнахов колоть кинжалом считалось большим позором, неумением воевать и владеть оружием. А у адыгов «пырнуть человека кинжалом считалось предосудительным и недостойным рыцаря-воина». Мощный разрубающий удар придавал воину авторитет, высокий социальный статус и демонстрировал силу духа.
Согласно требованиям культурной нормы «правильнее» было наносить рубящие удары, но в силу утилитарной целесообразности не возбранялось и колоть. Недостойного противника можно было просто убить, его не надо побеждать.
Комментариев нет:
Отправить комментарий