воскресенье, 22 сентября 2019 г.

3-я часть
Скубани И.К.

Последний атаман Запорожья
Историческая поэма

Часть 1I

1.
В Российской северной столице
В дворце совет происходил:
Там, обращайся к Царице,
Потемкйн гневно говорил:
Позволь мне, матушка, с войсками
Суд учинить над казаками:
Я из мятежного гнезда
Их расшвыряю без следа.
Позволь доход казны умножить,
Из казаков создав крестьян,
Чтоб ихний дерзкий атаман
Не мог покой твой потревожить
И он чтоб стал без булавы
Тише воды, ниже травы.

2.
Сич отличается отвагой —
В ней воли пламенный очаг,
Но я клянусь моею шпагой,
Что уничтожен будет враг.
Он предо мной падет бездушен,
Иль Государыне послушен,
Как укрощенный дикий зверь.
О, я возьму всех в руки, верь!
Строптивым — сталью раскаленной
На спинах выжгу я печать
И тех отправлю доживать
Туда, на остров отдаленный,
Где их научат Русь любить,
А о казачестве забыть.

3.
Я из заброшенной пустыни
Чудесный, дивный рай создам
И будет мир на Украине,
Умрет казачья воля там.
Твоя державная десница,
Руси великая царица,
Всем даст и счастье и покой.
Над возрожденною страной
Свет солнца врежется в потемки,
А жизнь проснется, забурлит, —
Тебя народ благословит.
Раздастся всюду возглас громкий:
Царице - Матушке привет!...
Пошли ей, Боже, много лет!...

4.
Умолк любимец одноглазый*
С чела стирая пот платком,
И перстней редкие алмазы
Блеснули радужным огнем.
Над властною Екатериной
Порхнула мысль: еще княгиней
Она мечтала, как Вольтер,
Дать всем свободу... А теперь?
Насильно завладевши троном,
Успела скоро позабыть,
Что рабство нужно упразднить,
Что все равны перед Законом...
И, опустив ресницы глаз,
Разрушить Сич дает приказ.

(Прим: Потемкину в бытность его молодым офице ром в рукопашной схватке был выбит глаз (А. Каусе — «Екатерина Великая»)

(журнал «Вольное казачество»
№213 стр. 1-5)

Комментариев нет:

Отправить комментарий