воскресенье, 18 октября 2020 г.

 

Степанов Г.Г.


Закат в крови


1985 год

(цитаты)


— Но еще Микеланджело утверждал, что живопись ревнива и требует, чтобы человек принадлежал ей всецело, — заметила Глаша, подходя то к одному, то к другому пейзажу. И, видя, что на многих холстах изображены виды кубанской степи, неоглядные поля пшеницы, тихие реки в зарослях густого высокого камыша, хутора, казачьи курени, сказала: — Твой брат, по-видимому, готовился всерьез стать певцом родного края?..

— А что легче — искусство поэта или искусство живописца? — внезапно задала вопрос Инна и тут же сама себе ответила — То, что поэт может в один присест выразить, к примеру, четырехстишьем, художник зачастую лишь с величайшими затратами сил набрасывает в течение недели, месяца, а иногда и многих лет…

 — Зато сколько радости доставляет победа, когда что-то удается!

 — Алексей очень любил наш Екатеринодар. Посмотри, как он написал уголок Екатерининского сквера. Или эту аллею Ростовского бульвара. Видишь, в конце ее — памятник-обелиск в честь двухсотлетия Кубанского казачьего войска. Тут же, в перспективе, Красная улица. А вот она в сумерках. Правда, хороша?

— А то, кажется, ваша Штабная?

 — Ну конечно! Вот же спуск к Кубани и монастырское подворье…

— Алексей преимущественно пейзажист и портретист. Прямой «тенденциозности» в его вещах не сыщешь. Ты обрати внимание на другое: как широка и раздольна в его изображении Кубань!..

 — А эта высокая круча над Кубанью, кажется, этюд к картине «Бурсаковские скачки»? — спросила Глаша, рассматривая полотно, где на фоне предвечернего ярко-оранжевого небосклона и разлохмаченных зловеще багровых туч летит с высокого крутояра в реку поджарая фигура казачьего атамана Бурсака, пригнувшегося к шее вороного коня. — На месте Алексея я не стала бы писать «Бурсаковские скачки».

— Почему?

 — Да ведь этой большой картиной он, по сути дела, воспевает самоубийство. А всякое самоистребление, пусть даже и эффектное, бессмысленно!

 — Неправда! — воскликнула Инна с явной обидой за брата. — Очень умные люди не без основания доказывали, что жизнью каждого человека движет рука судьбы. Генерал Бурсак бросается в Кубань по ее предначертанию…

 — Да ты наивная фаталистка! — Глаша усмехнулась. — Не судьба, а собственная натура и жизненные обстоятельства определяют внутренние побуждения. И потому в самой трудной и безнадежной борьбе не исключен победный конец.

— Есть на свете несчастнорожденные, и победы никогда не выпадают на их долю, — стояла на своем Инна.

— А «Бурсаковские скачки»? — вспыхнула Инна. — Неужели не видишь там огромной трагедии?! Генерал во всем расцвете сил, боевой, отважный, по сути дела, завязал глаза не коню, а себе… А сколько экспрессии в разлохмаченных облаках, в огненных отблесках заката, в стремительных волнах реки, в летящем коне, в самой фигуре генерала! Нет, дай бог, чтобы Алексей завершил это и написал еще не одно подобное полотно…


Об авторе

Комментариев нет:

Отправить комментарий