Степанов Г.Г.
Закат в
крови
1985 год
(цитаты)
— Но
еще Микеланджело утверждал, что живопись ревнива и требует, чтобы человек
принадлежал ей всецело, — заметила Глаша, подходя то к одному, то к
другому пейзажу. И, видя, что на многих холстах изображены виды кубанской
степи, неоглядные поля пшеницы, тихие реки в зарослях густого высокого камыша,
хутора, казачьи курени, сказала: — Твой брат, по-видимому, готовился всерьез стать
певцом родного края?..
— А что
легче — искусство поэта или искусство живописца? — внезапно задала вопрос
Инна и тут же сама себе ответила — То, что поэт может в один присест выразить,
к примеру, четырехстишьем, художник зачастую лишь с величайшими затратами сил
набрасывает в течение недели, месяца, а иногда и многих лет…
— Зато сколько радости доставляет победа,
когда что-то удается!
— Алексей очень любил наш Екатеринодар.
Посмотри, как он написал уголок Екатерининского сквера. Или эту аллею Ростовского
бульвара. Видишь, в конце ее — памятник-обелиск в честь двухсотлетия Кубанского
казачьего войска. Тут же, в перспективе, Красная улица. А вот она в сумерках.
Правда, хороша?
— А то,
кажется, ваша Штабная?
— Ну конечно! Вот же спуск к Кубани и
монастырское подворье…
— Алексей
преимущественно пейзажист и портретист. Прямой «тенденциозности» в его вещах не
сыщешь. Ты обрати внимание на другое: как широка и раздольна в его изображении
Кубань!..
— А эта высокая круча над Кубанью, кажется, этюд к картине «Бурсаковские скачки»? — спросила Глаша, рассматривая полотно, где на фоне предвечернего ярко-оранжевого небосклона и разлохмаченных зловеще багровых туч летит с высокого крутояра в реку поджарая фигура казачьего атамана Бурсака, пригнувшегося к шее вороного коня. — На месте Алексея я не стала бы писать «Бурсаковские скачки».
— Почему?
— Да ведь этой большой картиной он, по
сути дела, воспевает самоубийство. А всякое самоистребление, пусть даже и
эффектное, бессмысленно!
— Неправда! — воскликнула Инна с
явной обидой за брата. — Очень умные люди не без основания доказывали, что
жизнью каждого человека движет рука судьбы. Генерал Бурсак бросается в Кубань
по ее предначертанию…
— Да ты наивная фаталистка! — Глаша
усмехнулась. — Не судьба, а собственная натура и жизненные обстоятельства
определяют внутренние побуждения. И потому в самой трудной и безнадежной борьбе
не исключен победный конец.
— Есть
на свете несчастнорожденные, и победы никогда не выпадают на их долю, —
стояла на своем Инна.
— А
«Бурсаковские скачки»? — вспыхнула Инна. — Неужели не видишь там
огромной трагедии?! Генерал во всем расцвете сил, боевой, отважный, по сути
дела, завязал глаза не коню, а себе… А сколько экспрессии в разлохмаченных
облаках, в огненных отблесках заката, в стремительных волнах реки, в летящем
коне, в самой фигуре генерала! Нет, дай бог, чтобы Алексей завершил это и
написал еще не одно подобное полотно…
Комментариев нет:
Отправить комментарий