1-я часть
Журнал «Разведчик»
№ 93
11 апреля 1892 года
С. Флейшер
(рисунки есаула Табунщикова)
Джигитовка у казаков
В 144-м параграфе I-й части воинского устава о строевой казачьей
службе, издания 1875 года, сказано: «после скачки с препятствиями, необходимо
разрешать вольную джигитовку. При этом, обучающему следует только направлять
добрую охоту и предприимчивость наездников к полезным и практическим целям,
бесцельные же и рискованные приемы, хотя и могут допускаться, когда они делаются
по собственному почину казаков, но предпочтение и поощрение следует отдавать во
всех случаях более полезным».
Джигитовка у казаков существует с
давних времен и появилась она у них почти одновременно с возникновением самого
казачества, а потому джигитовку следует признать безусловно естественной
принадлежностью казака, как естественного кавалериста, а не делом навязанным и
привитым ему какими-нибудь уставами или праздной фантазией и досугом мирного
времени, и, следовательно, чуждым ему и не любимым.
Есть полное основание предполагать,
что джигитовка перешла к казакам от тех воинственных, конных народов, с
которыми казакам долгое время приходилось вести непрерывную борьбу за право
своего существования; от этих народов они переняли и усвоили себе постепенно те
боевые приемы и качества, которые создали казакам, впоследствии, вполне
заслуженную славу лихой, неутомимой и боевой естественной конницы.
Хотя в последнее время, с сокращением
для казаков срока действительной службы на 4 года и с увеличением программы
служебных занятий и требований по другим отделам, в казачьих частях остается
очень немного времени для занятий джигитовкой, тем не менее, нельзя не выразить
желания, чтобы занятия по этому отделу не считались в частях излишними и не
настолько обязательными, как другие.
Немногие, конечно, станут возражать
против того, что джигитовка развивает в казаке смелость, лихость, ловкость,
находчивость и отвагу и что она, если можно так выразиться, скрепляет всадника
с конем. Хороший джигит чувствует себя на своей лошади, как на земле, он
отлично знает ее достоинства и недостатки, а потому имеет в своем распоряжении
все средства предупреждать ее падение и разные другие неприятные случайности.
Тому, кто жил в станицах, наблюдал или
принимал участие в обучении и снаряжении малолеток на действительную службу,
вероятно приходилось наблюдать, что малолеток, хороший джигит в большинстве
случаев и хороший наездник; он же почти всегда, если ему позволяют средства, выходит
на службу на хорошей лошади, имеет исправное седло и конское снаряжение, а
также и хорошее оружие. Мы не говорим о малолетках, детях казаков-торгашей,
которые тоже иногда выходят на действительную службу, очень хорошо снаряженные
и на хороших конях, но таковые в большинстве случаев не только не обладают
качествами джигитов и хороших наездников, но скорее отрицательными, — так как
дома, в войске они больше сидят за прилавком, нежели занимаются ездой. Внимательно
присматриваясь к жизни казачьего населения в станице, можно скоро заметить и
выделить из среды казачат, бегающих по станице, будущих джигитов: сначала вы
увидите их ездящими на лошади на водопой, всегда без седла, сплошь да рядом,
без уздечки и непременно рысью, или наметом, а то и в карьер; глаза у них
блестят и наблюдающему ясно видно, что, севши на лошадь, они чувствуют себя на
верху блаженства. Встречая табун, возвращающийся в станицу, вы сейчас же
заметите нескольких мальчиков, скачущих наперегонки друг с другом. Почти у всех
у них приспособлены к лошади какие-нибудь веревочные петли, цепляясь за
которые, они стараются достать земли и поднять что-нибудь. Спросите у такого
мальчика, какая лошадь лучшая в табуне, или самая быстрая и он, наверное, ее
вам укажет, а также укажет всех порочных и тех лошадей, на которых нельзя доставать
земли, так как они не выдерживают и падают. Далее вы встречаете этих казачат, но
уже малолетками приготовительного разряда, в войске, в первых учебных сборах,
на собственных молодых лошадях, которых они отлично знают и на которых не
задумаются достать земли, проскакать вниз головой, иногда стоя, через
препятствия и проделать перед вами и другие приемы джигитовки. Из лагерей они
возвращаются домой уже с названием «джигит», а иногда и с призом за скачку и
джигитовку; лошади у таких казаков, конечно, отлично приучены ложиться и на
месте, и на скаку. За более лихими и смелыми самолюбие заставляет тянуться
менее лихих и отважных малолеток, а потому дело джигитовки в войске, в период
детства и юношества казака, живет, сами казаки относятся к нему с достаточной
любовью и оно, несомненно, приносит свои благие плоды. Невольно сам собой
возникает вопрос: если казак, живя в станице до 21 года, может заниматься
джигитовкой, то почему же ему следующие 4 года его службы в первом (действующем)
полку становится трудным и рискованным заниматься тем же?
(окончание следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий