воскресенье, 7 февраля 2021 г.

 

8-я часть

 

Русская старина

Карманная книжка

Для любителей отечественного,

На 1825 год

Изданная Л. Корниловичем

Санкт-Петербург, 1824 год

 

РЫЦАРСКАЯ ЖИЗНЬ КАЗАКОВ

 

(общежитие Донских казаков в ХVІІ и ХVІІІ веках)

 

Частная жизнь донцов в конце ХVІІ и в первой половине XVIII века.

 

Другие компании стариков собирались на голубцах (голубцами называются у нас могильные памятники) (на кладбище), где, усевшись кружками, каждый поочередно приносил ендову крепкого меда, и разнося кружки за упокой усопших и в честь живущих, начинал любимые богатырские песни, повторяемые всею беседою:

 

1.

 

На заре-то было на зорюшке,

На заре-то было на утренней,

На восходе было солнца красного:

Не буйные ветры подымалися,

Не синее море всколыхалося,

Не фузеюшка в поле прогрянула.

Не люта змея в поле просвиснула,

Просвиснула пулечка свинчатая;

Она падала пулька не на землю,

Не на землю пуля и не на воду,

Она падала пуля в казачий круг,

На урочную-то на головушку,

Что да на первого есаулушку;

Попадала пулечка промеж бровей,

Что промеж бровей, промеж ясных очей;

Упал младец коню на черну гриву.

 

2.

 

Не травушка, не ковылушка в поле шаталася,

Как шатался, волочился удал добрый молодец,

В одной тоненькой в полотняной во рубашечке,

Что во той-то было во кармазинной черкесочке;

У черкесочки рукавчики назад закинуты,

И камчатны ево полочки назад застегнуты,

Бусурманскою они кровью позабрызганы.

Он идет удал добрый молодец, сам шатается,

Горючею он слезою обливается.

Он тугим-то своим луком опирается;

Позолотушка с туга лука долой летит.

Как никто-т о с добрым молодцем не встречается;

Лишь встречалась с добрым молодцем родная матушка:

Ах т ы чадо мое, чадушко, чадо милое мое!

Ты зачем так мое чадушко напиваешься?

До сырой-то ты до земли все приклоняешься.

И за травушку, за кавылушку все хватаешься.

Как возговорит добрый молодец родной матушке:

«Я не сам так добрый молодец напиваюся?

Напоил-то меня турецкий царь тремя пойлами,

Что тремя-то было пойлами, тремя розными:

Как и первое-то ево пойло — сабля острая,

А другое ево пойло — копье меткое было,

Ево третье-то пойло —— пуля свинчатая.

 

3.

 

Как ты батюшка, славный тихий Дон,

Ты кормилец наш, Дон Иванович!

Про тебя лежит слава добрая.

Слава добрая, речь хорошая.

Как бывало ты все быстер бежишь,

Ты быстер бежишь все чистехонек;

А теперь ты, кормилец, все мутен течешь,

Помутился ты, Дон, с верху до низу».

Речь взговорит славный тихий Дон:

«Уж как-то мне все смутну не быть,

Распустил я своих ясных соколов,

Ясных соколов, донских казаков;

Размываются без них мои круты бережки,

Высыпаются без них косы желтым песком».

 

4.

 

Не великой там огонюшек горит,

То-то в поле кипарисный гроб стоит?

Во гробу лежит удалый молодец:

Во резвых ногах ему чуден крест,

У буйной головушки душа добрый конь.

Как и долго ли в резвых ногах стоять.

Как и долго ли желты пески глодать?

Выбил яму по колено он.

Конь мой, конь, товарищ верный мои!

Ты веселье мое в чистом поле!

Беги мой конь ты к моему двору,

Беги ты конь мой, все не стежкою,

Ты не стежкою, не дорожкою;

Беги мой конь тропинкою,

Ты тропинкою все звериною,

Куда травушка ковылушка лежит,

Там холодная крениченька бежит.

Злодей турчин не поймает тебя,

И татарин не оседлает тебя.

Прибеги ж, конь, к моему ты ко двору,

Вдарь копытом у вереички;

Выйдет к тебе старая вдова,

Старая вдова, родная мать моя;

Станет тебя про сына спрашивать:

«Не убил, не утопил ли ты его»

В чистом поле положил-то я его».

Ты скажи: «твой сын жениться захотел,

Обнимает поле чистое теперь».

Комментариев нет:

Отправить комментарий