1-я часть
Щербина Ф.А.
Пережитое, передуманное и
осуществленное
Том 4
Краснодар, 2013
Стр. 315-318
(цитата)
Красный Муса
Когда моя сестра Доминика Андреевна Курганская, после смерти её
мужа, жила с детьми некоторое время в Екатеринодаре, я часто бывал у неё и у
неё же встретился в первый раз с Красным Мусой. Это был старик черкес, живой и
подвижный горец, как и все дети величественного горного Кавказа, его ущелий,
стремнин и прикубанских равнин. Я не помню моей первой встречи с Мусой, но мне
живо вспоминаются те впечатления, которые он оставил при первых наших встречах
с ним. Они всегда были, и даже теперь, когда я пишу эти строки, светлы и
пропитаны дружественными чувствами от тех отношений, которые засели в моей
памяти под влиянием простой и обаятельной личности старика черкеса.
Я
не помню названия того аула, в котором жил Муса, но могу безошибочно назвать
племя, к которому он принадлежал. Его жилище находилось в одном из ближайших к
Екатеринодару аулов. Он, как и целый ряд других, соседних с ним, расположенных
вблизи левого берега Кубани, входил в состав бжедухского племени. В то время,
когда черноморцы только что заняли свою территорию с северной стороны реки
Кубани, два черкесских князя – Батыр-Гирей, бжедухского племени, и
Магомет-Калабат, племени натухайского – в 1794-м и 1795-м годах сами просили
русское правительство о принятии их в своё подданство. Хотя ходатайство это не
увенчалось успехом, в зависимости от соображений Екатерины Второй о
взаимоотношениях с Турцией, считавшей кавказских горцев своими подданными, но
русским правительством обещана была этим племенам помощь оружием в случаях
нападений на них враждебных племён. Так положено было начало общения казаков с
ближайшими их соседями, горцами бжедухского племени. По соображениям
центрального правительства, в России на черноморцев возложена была обязанность
защищать оружием соседей-бжедухов. Когда в 1796 году Батыр-Гирей дал знать
кошевому атаману Черноморского войска Чепиге о том, что около двадцати тысяч
горцев демократического абадзехского племени решили разорить аулы бжедухов как
изменников черкесского народа и произвести нападение на казачьи станицы, то
казачий кошевой атаман Чепига вынужден был послать в помощь Батыр-Гирею сто
казаков с десятью старшинами и одним орудием. Несмотря на численное
превосходство абадзехов в сражении с ними бжедухов, при помощи казаков и
разрушительного действия, причинённого абадзехам орудием, последние были
разбиты наголову, потеряв в бою около тысячи убитыми, две тысячи ранеными и
триста взятыми в плен.
С тех пор началась ожесточённая
вражда между демократическими племенами кавказских горцев и демократическими
казаками, а бжедухи, с их князьями и княжескими вожделениями к власти, попали в
двусмысленное историческое положение, то поддерживая мирные отношения с
казаками, то становясь на сторону черкесского народа тайком и при удобных
случаях.
Красный Муса принадлежал,
следовательно, к бжедухскому черкесскому племени с князьями-аристократами во
главе, племени, которое завязало с непосредственно подчинёнными русскому центральному
правительству казаками связи в шатком, неуравновешенном положении для обеих
сторон. Типичной фигурой бжедухского черкесского племени и является представитель
его – Красный Муса.
Муса не был причастен ни к
хлопотам черкесских князей о подданстве России, ни к ожесточённой борьбе с
абадзехами по той простой причине, что появился на свет Божий далеко позже того
отдалённого времени, когда вольнолюбивые черкесы сами лезли в силки всеславного
русского монархизма. Но благородному старику пришлось переживать последствия
отдалённого прошлого, а сам он был, что называется, черкесом с головы до ног по
своей внешности, манерам и поведению. От этого старика всегда веяла в его
поступках неподдельная простота детской натуры и неожиданный для него самого
юмор как результат противоречий между тем, что пережил старик в годы своего
юношества и последующих затем событий, и тем, с чем сталкивала его жизнь в
период моего знакомства с ним. При своей живости, отзывчивости и добродушии
Красный Муса имел в Екатеринодаре много кунаков, а также приятелей в рядах
городской интеллигенции и чиновничества. В числе таких кунаков Мусы был и я,
периодически, но ненадолго наезжая из своего хутора Джанхот, находившегося на
берегу Чёрного моря.
По наружным признакам Красный Муса выглядел шестидесятилетним
стариком-черкесом, среднего роста, с гибким корпусом и изящными манерами в
движениях. Не было ни одного жирового отложения в этом корпусе, и ничем не
нарушалась эта стройная не по летам и гибкая фигура. Мне не представляется ясно
сейчас лицо моего приятеля. В памяти запечатлелись только чуть заметный
овальный склад лица, правильный короткий нос и густая растительность черкесской
бороды, окаймляющей физиономию снизу. Сам Муса обратил моё внимание на одну
резко бросавшуюся в глаза черту его внешности. Когда я обратился к нему как-то
с вопросом, как найду я его в ауле, если мне случится быть в нём, то он мне
ответил:
– А ти спитай, де живе Красний Муса, і тобі кожній скаже и покаже,
де я живу, хоч отакий пацан, – и Муса слегка нагнулся и рукой отметил в полтора
аршина от земли рост пацана. – Хиба ти, – прибавил он, – не бачиш, що я, хоч
вже і сивий, а у мене багато ще красного волосся? – и он ткнул пальцем в свою
бороду.
У магометан, особенно у персов, были в особом почёте рыжеволосые
и красноволосые (окрашенные) бородачи, в знак памяти о том, что и Магомет был
красноволосым. Кажется, что и Красный Муса небезразлично относился к этому
признаку. Он подчеркнул мне это, указывая пальцем на бороду с некоторого рода
гордостью.
В бороде у старика между её сединой действительно было ещё много
светло-рыжих волос. Нужно прибавить здесь, что Красный Муса прекрасно владел
украинским языком, не хуже черноморских казаков, но в разговорном наречии не
употреблял украинского слова «червоный», а говорил «красный», пользуясь тем
термином, который появился в Черномории в разговорах и в бумагах
делопроизводства благодаря официальным документам, а также и красному цвету в
казачьих регалиях и обмундировании. Но столь близкое владение черноморским
украинским языком свидетельствовало о том, что Муса издавна и даже во время
жестокой войны черкесов с русскими казачьими войсками был в близких и
дружественных отношениях с черноморцами. Этому много способствовало и то,
конечно, обстоятельство, что соседи казаков-черноморцев стали «щирыми
черкесами», то есть горцами, не воевавшими открыто с казаками и пользовавшимися,
между прочим, правом свободного приезда в Екатеринодар – на правый берег
Кубани.
Я, таким образом, имел ясное представление о прошлом и переживаемом
Мусой положении и очень ценил часто неожиданные для меня поступки вольности
нашего горца. Проходя как-то по Екатеринодару, я увидел осёдланную лошадь,
привязанную к забору. В это время отворилась калитка, и из двора быстро вышел
черкес, отвязал лошадь и ловко, как юный джигит, вскочил на неё. Я взглянул на
этот молодецкий приём и узнал во всаднике приятеля Мусу.
–
Це ты, Муса, такым джигитом скочив на коня? – невольно воскликнул я – Ого! – в
свою очередь воскликнул и Муса. – Як бы я захотив, то й зараз бы ще украв гарнишого
коня, ниж оця погана шкапа!
Он стегнул лошадь плетью и рысью
направился по улице, полуобернувшись ко мне лицом со словами:
– Я до тэбэ зайиду!
Для меня не было никакого
сомнения: мастерски проделал бы названную им операцию черкесских джигитов, как
это проделывалось ими в былые времена, но он правду сказал, что не хотел этого
делать. Мусе хорошо было известно, что в Екатеринодаре и у казаков это
считалось предосудительным поступком, и сколько помнится, ни я, ни мои знакомые
не знали ни одного случая, изобличавшего Мусу в предосудительных и тем более в
таких действиях, как воровство. Старый, поседевший в соприкосновениях с казаками
черкес был образцовым гражданином при изменившейся жизни, порядках и
обстановке. Единственная некорректность Мусы состояла в том, что он не считался
с одним видом контрабанды и из-под полы торговал табаком, не оплаченным
акцизной пошлиной. В его ауле возделывались лучшие сорта турецкого табака. Он
умел превосходно «крутить папуши табаку», то есть искусно черкесским ножом
резал на мелкие душистые листочки табак и в таком виде не оплаченный
бандерольным налогом табак продавал в Екатеринодаре своим приятелям и знакомым.
На добытые этим путём средства он жил, и этим объяснялись его частые поездки в
Екатеринодар. Все это знали, и никто не преследовал Мусу в его невинных
контрабандных предприятиях. Едва ли я ошибусь, если скажу, что и сами акцизные
чиновники, обязанные блюсти акцизный устав и преследовать контрабанду, не
брезгали покупками у него по дешёвой цене превосходного турецкого табака. С
преступной точки зрения деяния Мусы падали неблаговидной тенью не столько на
его собственную голову, сколько на фуражки с кокардами екатеринодарской знати
и чиновничества.
Мусу не портило его
контрабандное предприятие в такой степени, как обескураживала часто его любовь
к черкесской старине, когда он, в назидание своим кунакам-черкесам, сопоставлял
её с теми новыми жизненными осложнениями, которые пришлось ему переживать. В
таких случаях он по-своему был великолепен и часто до упаду смешил
присутствовавших при этом кунаков и не кунаков.
Комментариев нет:
Отправить комментарий