2-я часть
Щербина Ф.А.
Пережитое, передуманное и
осуществленное
Том 4
Краснодар, 2013
Стр. 318-321
(цитата)
Красный Муса
Мне хорошо помнится несколько случаев, когда Муса с
необыкновенным рвением нападал на одного своего молодого кунака – П.И.
Курганского, сына моей родной сестры, казака-юриста в то время, а ныне –
несменного станичного атамана станицы имени кошевого Белого в сербском
Белграде.
– И чого це ты надив отой спинджак и дэ твоя черкэска та кынджал?
– донимал докорами своего молодого кунака старик. – От колы я був молодым, так
тоди булы нэ таки хлопцы, як тэпэр.
– А яки ж? – подзадоривал молодой кунак старого кунака.
– От яки! – с воодушевлением начинал живописать старину Муса. – Ни
у дэнь, ни в ночи мы було нэ спали, а кожный свое дило робыв. Одын кынджал
чистэ та точе, другый биля пистоля шось вороже, трэтий за конэм ходэ та снаряжае.
А як настанэ нич, то мы як гайнэм черэз Кубань, и вранци хто вивцю волоче, хто
корову вэдэ, а хто и коня таскае…
Но в этот момент в разговор вмешивалась мать Курганского:
– Так шо ж це? – обрывает она Мусу. – Хиба ж це вы гарно робылы,
шо коров та овэц кралы та людэй зобижалы?
– Ты, пожалуста, нэ мишайся до нас, – запросто обращался Муса к
хозяйке, к которой он всегда относился с огромным уважением. – Це нэ по твоий
части.
Но тут и молодой кунак выступал против Мусы в подкрепление матери.
– Так чого ж ты, Муса, от мэнэ хочеш? – обращался он к старику,
еле сдерживая смех. – Ты хочеш, шоб я крав конэй, коров и овэц? Чи шо?
Муса вскакивал с места и возбуждённо протестовал:
– Ни, Ий-Богу, ни! Я цього нэ кажу. Тэпэр цього нэ можна робыть!
Ты ж сам в унивэрситэти вчився! Я кажу про тэ, як гарно було, колысь и як тоди
молодиж кыпила, мов огонь. А ты шо? Надив на сэбэ отой протывный спинджак, а
про черкэску и забув? – и Муса снова затягивал свои любимые сетования.
Но однажды такие мелкие стычки перешли в более широкое освещение
черкесской старинной жизни в прошлом её течении. Муса сидел у нас и благодушно
рассказывал о том, какие были близкие и идеально прекрасные кунаки – родной
отец Мусы и отец мужа моей сестры – старый Курганский. Сестра моя с видимым
удовольствием слушала гостя, красноречиво описывавшего прелести куначеской
старины. Очень довольный этим вниманием старик вдруг прервал свой рассказ и,
обращаясь к моей сестре, громко спросил её:
– А знаеш, яки булы кунакы
мий батько и батько твого покийного чоловика? – и лукаво мотнул головой.
– Яки? – с возрастающим интересом
спросила моя сестра.
Все мы тоже с любопытством
насторожили уши. Муса торжествующе взглянул на всех на нас, важно разгладил
свою бороду и с явным расчётом на то, что поразит всех нас, изрёк, обращаясь к
сестре моей:
– Колы мий батько мав крадэных
конэй, то вин посылав их батькову твого чоловика, а колы батько твого чоловика
такых конэй мав, то вин посылав их моему батькови. И нихто цього нэ знав. От
яки булы воны кунакы! – с апломбом произнёс своё Муса, разумея, конечно, не то,
что будто бы старые кунаки и весьма уважаемый старый черкес сами лично крали
лошадей и рогатый скот, а что они передавали один другому животных, краденых
младшими подчинёнными им лицами, что, по мнению Мусы, считалось хорошим
признаком куначества.
Эффект, вызванный рассказом,
оказался чрезвычайным, но не в том духе и значении, на которые рассчитывал
Муса. Моя сестра, не искушённая в тонкостях куначества, приняв воровство в
прямом смысле, как ужаленная, вскочила с места и грубо с возмущением накинулась
на старого черкеса:
– Чого ты, старый черкэсэ, брэшеш!
Николы того нэ було, шоб старый Курганский крав конэй! То може тилькы твий
батько?
– Ты, пожалуста, нэ ображайся! –
обратился Муса к хозяйке. – Я нэ хотив, шоб ты гнивалась на мэнэ. Сами воны нэ
кралы, тилькы помогалы, – поправил своё сообщение Муса. – Я правду кажу. Тэпэр
це нэ хорошо, нэ гарно, а тоди це було дюже гарно! – и старик даже прищёлкнул
языком, чтобы выразить своё восхищение прелестями старого куначества.
Мы покрыли хохотом этот
неожиданный акт, так артистически разыгранный Мусой, который, в свою очередь,
был смущён неожиданным для него финалом.
Но лично меня Муса
интересовал не столько заразительными недоразумениями, всегда вызывавшими
весёлый, а не резкий или враждебный смех. Рассказчик не рассчитывал на этот
эффект, непроизвольно увлекаясь стариной. Меня он подкупал хорошим знанием
военных действий и происшествий, о которых он как близкий свидетель и часто
очевидец передавал правдивые подробности. Перед этим и в это время я извлекал
из казачьих архивов материалы для изучения истории Кубанского казачьего
войска. Красный Муса не посвящён был в моё знакомство с историческими
материалами о военных событиях, совпадавших со временем его молодости, но
передавал мне интересные и точные подробности, когда я наводил его на темы об
этих событиях и происшествиях. Во всех случаях сведения Мусы совпадали с
добытыми мной материалами. Особенно меня интересовали его рассказы о делах и
стычках казаков с черкесами в районе левобережья Кубани, примыкавшего к
Екатеринодару. Хотя эти случаи и не имели важного первостепенного значения для
истории казачества, но в числе их был единственный организованный горцами
набег на Екатеринодар с его внушительной для черкесов крепостью и достаточными
военными силами. В двух диверсиях участвовал муж моей сестры, но все носило
характер военных мелочей. В двух случаях Муса был у казаков в роли проводника,
хорошо знавшего болотистую местность по левобережью Кубани. А в двух случаях
занимал нейтральное положение, но, по его словам, можно было заключить, что ему
ближе были интересы горцев, а не казаков, а при пятом же случае набега горцев
на Екатеринодар он сам выдал себя с головой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий