понедельник, 1 февраля 2021 г.

Еще одна балакучая книжка

 Катаенко К.Ф. «Калиновый цвет»

Краснодар, 1989. 608 стр.

(отрывок)


Башмак присылает им свои воспоминания: брошюры и книги, изданные за границей и написанные белыми участниками гражданской войны. Например, большая книга очерков известного белогвардейского журналиста Григория Раковского, описывающая всю войну Деникина и его поражение. Книга была издана в 1922 году в Стамбуле. Эти товарищи давали мне для ознакомления эти книги. Я много материалов конспектировал. Таким образом, у меня накопился большой материал о белой стороне Гражданской войны, рассказанный самими белогвардейцами. Кроме печатного материала я знал многих участников тех событий. Некоторые мои знакомые были членами Кубанской Краевой Рады, командовали полками в белой армии, отлично знали вождей белого движения. Они мне много рассказали в деталях о тех событиях. Некоторые рассказывали охотно, а некоторые с большой опаской. Например, в станице Каневской жил богатый казак Николай Федорович Коваленко. Он командовал взводом в охранной сотне генерала Улагая. Коваленко многое рассказал мне. Я сидел в его доме по несколько дней, а он рассказывал. Обыкновенно при моем появлении он предпринимал меры предосторожности. Мы сидели в дальней комнате, окна занавешены, двери на замке, собаки спущены. Особенно моих приходов боялась его жена. Время от времени она тихонько открывала дверь в нашу комнату, просовывала голову и говорила мужу:
  Мыкола, чуешь? Ты б того не рассказывал. Нэ трэба. Разве мало тебя тягалы? Чуешь, Мыколо?
Он нетерпеливо покрикивал на нее:
 Нэ заважай. Я не глупее тебя. Закрой двери. Уходи.
Она послушно уходила, тихо закрывала дверь. Но через какое-то время снова появлялась. Бесшумно открывала дверь, шептала:
 Мыкола, чуешь? А не хуже будет? Ты б мовчал себе.
 Сказал тебе, иди прочь. Знаю, кому говорю. Казаки должны знать, как оно было.

Комментариев нет:

Отправить комментарий