среда, 24 февраля 2021 г.


Щербина Ф.А.


История Кубанского Казачьего Войска


Том II


Екатеринодар, 1913

Стр. 5, 7, 8, 16, 19, 20


Черкесы называют сами себя «Адиге». Адиге или адыхейцы — общее на их языке название того древнего народа, от которого произошли все черкесские племена. Шора Ногмов, написавший небольшую брошюрку «История адыхейского народа», пытался по созвучию связать название адиге с названием древней южной народности антов — антихе, ант. Корень этого названия он нашел во многих черкесских словах: антигишаго —антский юноша, антигишу — антский всадник, антигиуорк — антский дворянин и пр.

Даже слово нарт, по его толкованию, представляет сокращенное нар-ант, что по-русски значит глаз антов. Но относительно антов есть прямые исторические указания, что это было славянское племя. Таким образом, если верно предположение Шоры Ногмова, то получается повое указание на связь, существовавшую между прародителями черкесов и прародителями славян, принадлежавшими когда-то к одному и тому же арийскому, ветвившемуся на киммѳров, скифов и антов, корню. Замечательно, что у черкесов в древнее время встречались имена, сильно напоминающие собою наши древнеславянские. Так, в VI веке по Р. Хр. в походе против аварского князя Байкана, или Бакана участвовал черкесский князь Лавристан. До последнего времени у горцев встречались также имена Астемир, Оздемир, Хастемир и прочие…

Шора Бек-Мурзин Ногмов, кабардинец по происхождению, пытался воссоздать «Историю адыхейского народа», но под этим громким названием даны лишь эпизоды из истории кабардинцев, в виде пересказов со скудных по количеству отрывков из народной поэзии. Султан Крым-Гирей оставил лишь две-три записи сказаний на страницах «Кубанских Ведомостей».

Современникам приходится довольствоваться в этом отношении очень малым…

Первыми от Черного моря жили натухайцы или, правильнее, нетха-куадже. Начиная с берегов его, в пределах между устьями Кубани и до р. Пшады за Геленджикскою бухтою, они занимали своими аулами пространство на восток до р. Адагума и некоторых притоков его. В таком виде владения их напоминали огромный треугольник, с основанием на Кубани и вершиной на черноморском побережье южнее Геленджика…

Главное пристанище народа Чах или Хагач было на Абрау, где Хагач так возгордился, что, по повелению неба, как гласит легенда, главный аул его провалился в преисподнюю и на месте аула образовалось озеро Абрау...

У р. Абин кабардинцы в союзе с темиргоевцами (кемгой) в свою очередь разбили аварские полчища, и кабардинцы стали господствующим племенем в этих местах. По смерти Инала на р. Бзыби, сыновья его поссорились между собою и переселились с Черноморского побережья в нынешнюю Кабарду. Еще раньше кабардинцы под начальством Кеса покорили кяхга, т. е. низовых жителей…

Судя по показаниям черкесов, в состав адыгского народа всюду входили двоякого рода элементы — собственно адиге, аборигены, и иностранцы, пришлый элемент. Соединение тех и других в один народ произошло, благодаря различному укладу их жизни. У аборигенов господствовал родовой быт в более или менее чистой примитивной форме. Были племена и поколения, и во главе их стояли родовичи, старейшины, руководившие народом, как уважаемые в роде лица. Об этом свидетельствуют и легенды, и прямые указания черкесов. Сначала старейшинами «были лица по старшинству в роде, по праву отцов, а впоследствии, когда население умножилось и взаимные отношения осложнились, народ стал выбирать старейшин…

С иным укладом общественной жизни явились к аборигенам иноплеменники. Несомненно, что и у этих последних было много общего с черкесами, были еще следы родового быта, общность воззрений на землю, на имущество, на военное дело и т. п.

Иначе не слились бы так крепко одни с другими. Но у них были и особенности, не свойственные примитивным формам родового быта. Во главе иноплеменников стояли князья, которым беспрекословно покорялся народ, выборное начало было упразднено сильнейшими классами, установлено было обязательное несение повинностей одного класса населения для другого и, вместе с этим, существовала строго организованная военная система управления. В народных сказаниях иноземцы. слившиеся с адиге, рисуются как народ, закованный в сталь, железо и броню.

И вот, при наличности таких разнохарактерных форм общественного уклада, надо полагать, и произошло слияние аборигенов с иноплеменниками. Мирные родовичи нуждались в военной защите; иноплеменники, пришлые иностранцы, в совершенстве владели оружием и располагали организованною военною силою. На условиях, с одной стороны, защиты, а с другой, подчинения и совершилось по-видимому слияние аборигенов-адиге с иноплеменниками. Как это произошло — путем ли добровольного соглашения, или же принудительным путем неизвестно, но взаимные отношения между аборигенами и пришлою народностью должны были сложиться в указанном направлении. Шапсуги рассказывают, что их предки добровольно подчинились иностранцам и приняли по отношению к ним известные обязательства, поставившие их в зависимость и подчинение пришельцам.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий