3-я часть
Щербина Ф.А.
Пережитое, передуманное и
осуществленное
Том 4
Краснодар, 2013
Стр. 318-321
(цитата)
Красный Муса
Как известно, это было единственное нападение на Екатеринодар,
столицу Черноморского казачьего войска, произведённое огромной организованной
массой черкесов. И вот в этом предприятии горцев участвовал и Красный Муса. Он
подробно описал мне наступление черкесского ополчения на Екатеринодар, вполне
совпадавшее с архивными материалами, назвал направления наступавших горцев и те
части города, куда проникли черкесы, с хорошо известными мне подробностями, но
ни разу не упомянул о том, какую роль в деле играл сам он – роль проводника или
активного участника. Когда же дело коснулось того, как под дружным натиском
казаков черкесы вынуждены были уходить из города, и с ними Муса, то, передавая
подробно, как и чем поживились черкесы, захватив с собой немного рогатого
скота, сам Муса заявил известный мне по документам факт, что пленных горцы не
успели захватить.
– Тилькы дви молоди Марушки (Маруськи) попали в плин, – сообщил он хорошо известный
мне по документам факт.
Я был потрясён точностью сообщённых мне Мусой сведений.
– Як же воны попалы у плин? – невольно вырвался у меня вопрос.
– Та то я потаскав с собою
двох молодых дивчат. Дурни, сами выйшлы за ворота, шоб подывыться на улыци, –
пояснил он неожиданно для меня.
Факт этот, как и многие другие,
подобные ему, может показаться невероятным или свидетельствующим о непроходимой
глупости и бесстыдстве старого черкеса. Ничего подобного в действительности не
было. Тогда был тот период поворота к здравым демократическим идеям, который
все переживали. Мы сами сообщали нашему приятелю свои мнения и мысли о том,
что черкесы находились в положении более страждущей и подавляемой на своей
родине части жителей Кавказа сравнительно с казаками, говорили, что старое
вместе с покорением Западного Кавказа стало уже историческим фактом и что о
прошлом можно лишь сожалеть и направить все усилия на настоящее, чтобы стать в
возможно благоприятные, равные условия казакам и черкесам. Обо всём этом с
Мусой мы говорили искренне и сердечно, с полным доверием друг к другу. Старый
черкес платил нам тем же. Таковы, наверное, были отношения к этому старику и к
другим заслуживающим внимания и доверия горцам в ту пору всюду, где соприкасалась
с ними интеллигенция.
Но я должен прибавить к этому, что
из деликатности или по каким-либо иным соображениям Муса как близкий мой
приятель не всегда, однако, доводил свои рассказы до конца с надлежащей полнотой.
Он ничего не сообщил мне, что сталось с теми двумя «Марушками», которых он
захватил в плен при набеге на Екатеринодар. Мне казалось, что в этом была
замешана совесть старика.
Я пробовал также перейти с Мусой
на более серьёзные темы из истории войны на Северо-Западном Кавказе. Но он
оказался малосведущим в общечеркесских делах. Ничего интересного старик не мог
сообщить о Магомете-Амине, ставшем из простых пастухов Дагестана видным
деятелем в наиболее многочисленном и наиболее демократическом племени
абадзехов, да отчасти и вообще на Западном Кавказе. Надо полагать, что
объяснялось это тем, что Красный Муса был бжедух и находился в полуоторванном
от остальных горцев состоянии.
Но мой приятель хорошо знал те
черкесские племена, которые находились в нижнем течении Кубани и по северной
части Черноморского побережья с частью шапсугов и с натухаевцами. В этих
местах он помог мне во многом разобраться, и это связано было и с моим положением
на Черноморском побережье. Когда Муса узнал, что я имею хутор на берегу Чёрного
моря, то сам он спросил меня:
– Дэ твий хутор?
Я начал описывать берег побережья и упомянул, что местные жители
называют урочище моего хутора Джинхотом.
– Эгэй! – перебил мои объяснения Муса. – Знаю! – и стал сам
описывать прилегавшие к моему хутору места – так называемый Фальшивый Геленджик
с его чудным берегом моря, а оттуда – взморье к югу и урочище по реке Хотецай,
в устье которой у моря находился мой хутор. Я был поражён близким знакомством
с той местностью Мусы, но ещё больше был удивлён, когда он сказал мне, что я
неправильно называю местность под моим хутором в устье маленькой речушки
Хотецай.
– По-нашему трэба казаты «Джанхот», а не «Джинхот», – поучал он
меня.
– Шо такое означае слово «Джанхот»? – спросил я Мусу.
– Це у нас, у черкэсив, такэ имья, як у вас Иван, – ответил Муса. –
У нас було так багато Джанхотив, як у вас Иванив, а той Джанхот, дэ твий тэпэр
хутир, був черкэськый князь.
И он передал мне интересные подробности о князе Джанхоте. У этого
князя Муса бывал несколько раз как гость и очень расхваливал гостеприимство
князя и придавал особое значение его роли как укрывателя и защитника абреков, или
собственно тех из них, которые убегали со своей родины и скрывались от угроз
кровожадных князей.
Хорошо сохранившиеся следы от аула князя Джанхота, судя по
указаниям Мусы, находились на противоположной горе от моего хутора, в верхней
части участка Иллариона Галактионовича Короленко, родного брата моего приятеля
и товарища по Петровской земледельческой и лесной академии – известного
писателя, ныне покойного Владимира Галактионовича Короленко. На юг, за аулом
князя Джанхота, расположены были глубокие ущелья, в которых в моё время
скрывались дикие кабаны и медведи, а при князе Джанхоте находили приют также
абреки, раз грозили им опасности.
Такова была старина у
моего хутора, которой восхищался мой приятель Муса. Князь Джанхот, по его
словам, не располагал обширными владениями и сколько-нибудь значительным
населением на них, но у него была небольшая группа преданных ему людей, сам он
по природе был сильной натурой и мог дать надлежащий отпор противникам, что и
влекло к нему абреков. Что стало с князем Джанхотом при переселении горцев в
Турцию, мой собеседник не знал.
Вскоре после моих последних встреч
с Мусой обстоятельства сложились так, что я редко посещал город Екатеринодар.
Когда же, во время Великой войны в Европе, я снова водворился в городе Екатеринодаре,
то урывками несколько раз встречался с ним. Мне показалось, что старик
несколько изменился, стал сдержаннее, молчаливее, и не только не восхищался
прелестями прежней черкесской жизни, но и не говорил о ней. Он весь был
поглощён текущими событиями. Этот момент совпал с той фазой Великой войны,
когда английский флот бомбардировал турецкие укрепления и пытался проникнуть в
Гибралтарский пролив. Когда я, встретившись с ним, заговорил о текущих
событиях, то передо мной вновь оказался прежний Муса. Со свойственной ему
живостью и экспансивностью он заговорил со мной именно о текущих делах на арене
Великой войны. Да, для меня это был прежний мой Муса, но он и намёка не сделал
на то, что так интересовало его раньше. С жаром он стал доказывать мне, что
англичане ни в каком случае не смогут взять Гибралтара и одолеть могущественных
османов.
В ярких красках Муса изображал мне
Гибралтар с его неприступными естественными твердынями и мощными укреплениями,
говорил о силе и стойкости турецкой армии и о том, что сам он готов был идти в
бой за Турцию, в которой находился черкесский народ. Муса был в курсе вестей о
войне, циркулировавших в газетах и публике, весь поглощён был ими, черпая их у
своих многочисленных знакомых. Я не стал охлаждать национального жара у старика
и ничего не говорил ему о том, что лично я и все казаки стояли за англичан и
за союзные с ними народы, а не за Турцию, союзницу немцев. Несомненно, Муса
знал об этом, но обращал ли он внимание на это обстоятельство и как считался с
ним, мне было неизвестно. По своей привычке Муса говорил со мной как с близким
человеком, не скрывая своих восторженных ожиданий и надежд. Ясно было, что у
старого, много пережившего горца сильно зажглось национальное чувство. Но
логически он мыслил по старому черкесскому шаблону: «Будет хорошо
могущественной Турции, будет хорошо и нам, черкесам».
Большего нельзя было и требовать с Красного Мусы. По
поступкам он был симпатичным и благородным человеком, умевшим понимать и
ценить добрые отношения с ним, а по политическим воззрениям – типичным
человеком былых, отживших времён. В настоящее время для меня нет никакого
сомнения в том, что Красный Муса должен был примкнуть к нам из среды черкесов,
которые пошли рука об руку с казаками на защиту Родины-Кубани от большевиков и
вошли вместе с черкесским народом в полнокровные отношения с казачеством и
населением края, живущего по конституции Кубанской народной республики.
К моему крайнему
сожалению, бурный финал жизни на Кубани и неблагоприятно сложившиеся для
Кубанского края обстоятельства внезапно разъединили меня с Мусой, и я не знаю,
что сталось с моим старым симпатичным кунаком.
Комментариев нет:
Отправить комментарий