Лик Христа
Северный храм
Руины Зеленчукского городища
1-я часть
журнал «Родная Кубань»
2002 год
№ 4
стр. 3-5
Малахов С.Н.
Образ Иисуса Христа на скалах Мыцешты
В годовщину 2000-летия христианства, вероятно, не случайно произошло открытие уникального наскального памятника христианской культуры в долине реки Большой Зеленчук, напротив средневекового аланского городища Нижний Архыз (Зеленчукский район Карачаево-Черкесской республики). Взору верующих и неверующих, ученых и скептиков, монахов и прихожан небольшой Ильинской церкви, действующей в Нижнем Архызе, благодаря подвижничеству о. Виктора Плотникова, на восточном склоне хребта Мыцешта, обращенном к древнему городищу, открылся образ Спаса Нерукотворного, исполненный на скальном выступе, высоко над дорогой, ведущей из Зеленчукской в Верхний Архыз.
Среди охотников и грибников, собирателей древностей, промышляющих в тех местах уже второе столетие в поисках археологических раритетов гробокопательством — промысел незаконный, но доходный в кризисные времена, — давно ходили слухи, то пропадавшие, то возникавшие с новой силой, о некой «иконе» в скалах, но точного места никто не указывал, да и, вероятно, не знал. По крайней мере, когда мне пришлось уточнять историю «иконы», то доктор исторических наук Владимир Александрович Кузнецов, работавший в тех местах учителем в 50-е годы, а затем ведший археологические раскопки на городище не один сезон, написавший несколько монографий об архитектуре, культуре и истории Алании, издавший совсем недавно исследование, специально посвященное Нижнему Архызу в X - XII вв., с огорчением вынужден был признаться, что ни в 60-е, ни в 70-е годы об этом памятнике ничего не было известно.
Впервые Спаса Нерукотворного мне показал научный сотрудник Нижне-Архызского музея-заповедника Анатолий Александрович Демаков, серьезно опасаясь за будущую сохранность изображения. Вторично мне удалось его осмотреть с группой верующих и священнослужителей в первых числах сентября и уже были видны на скальном изображении, где можно достать рукой, царапины и следы попыток оставить какие-то несуразные граффити.
В явлении Спаса Нерукотворного следует усматривать, по единодушному мнению иеромонаха Оптиной пустыни Пахомия, о. Николая, настоятеля строящегося храма в станице Прочноокопской, о. Виктора Плотникова, Божье Знамение, свидетельствующее о возвышении Православия в России после многих десятилетий безбожия и богоборчества.
Скальные выступы на хребте Мыцешта начинаются на высоте 150-200 метров от левого берега Большого Зеленчука. Здесь в древности располагалось кладбище. В крутых склонах, покрытых каменистыми осыпями и едва прикрытых дерном и небольшой толщей земли, жители средневекового Нижнего Архыза сооружали небольшие каменные гробницы в виде удлиненного ящика, сложенного из сланцевых плит, часто погребали своих близких в естественных нишах и пещерках, замуровывая вход каменной кладкой на глине.
Когда сюда пришли христианские миссионеры во главе с греческим архиепископом Петром, в долине Зеленчука уже кипела жизнь. В начале X века на правом берегу реки и были возведены чудом сохранившиеся по сей день три крестовокупольных храма, известных ныне как Северный, Средний и Южный Зеленчукские храмы. Тогда же, в X веке, храмы были расписаны, росписи в них были поновлены в XIV в., но время не пощадило их.
Образ Христа сохранился в естественной нише, образовавшейся вследствие эрозийного разрушения пласта глиняного сланца, из которого и сложен весь хребет Мыцешта, буйно поросший дубом, буком и молодой ольхой. По почти естественным ступеням поднимаемся на узкую — едва могут разминуться два человека — площадку перед высокой, но неглубокой нишей. Она расположена так, что на ее приглубленные стены почти не попадает дождь, могучий каменный козырек сверху, украшенный соснами, предохраняет образ Спасителя сверху. Если случаются лесные пожары, то и они не могут повредить изображение, как бы огражденное высоким каменным приступком. О том, что ниша образовалась в древности, свидетельствуют остатки погребальных камер справа от изображения; еще видны фрагменты глиняной замазки, которую использовали при закладке погребений камнем. Такой обряд в основном бытовал у местных жителей, алан и древних абазин, до IX века.
(продолжение следует)
Комментариев нет:
Отправить комментарий