пятница, 10 января 2020 г.

5-я часть
Прийма И. Я.
Мои воспоминания
(По материалам Чумаченко В.К.)
журнал «Родная Кубань»
1999 год, № 1
стр. 66-97

Мои воспоминания

Двадцать два года прожил я в родительском доме. Двадцать два года я не отлучался больше как на двое-трое суток от отцовского двора. Тысячу раз выезжал я спокойно из ворот родного двора и был всегда уверен, что не сегодня так завтра благополучно вернусь обратно под крышу отцовского дома. Я был привязан к этому месту невидимыми, но крепкими нитями. Теперь эти нити обрывались, и мне было грустно. А может, я и не вернусь уже на родину? Говорил же дядя Дмитрий полчаса назад, что «не все те возвращаются, которых провожают». И тут мне вспомнилась песня, не та, которую пели гости и звуки которой еще доносились до моего слуха, а другая — «Поехал казак на чужбину далеку на добром коне вороном». Я на минуту представил себе, как где-то далеко на чужбине лежат под снегом мои разбросанные кости, а здесь дома мой подросший сынок карабкается на ворота, чтобы выглянуть — не едет ли домой его папа.
Сквозь кружево дождя увидел я. что по грязи плетется домой мой братишка Митька, которого родители посылали звать тетку Акулину на мои проводы. Я ему крикнул «прощай» и махнул рукою, но он никак на это не откликнулся.
Потянулись мимо серые заборы и строения станичников. Из-за холодного дождя людей не было видно ни на улице, ни во дворах.
Двор нашего отца был расположен на окраине, и мне надо было проехать вдоль всей станицы, чтобы выбраться за околицу. Кроме того, мне еще следовало заехать к своему попутчику Ивану Савельевичу.
С полчаса пришлось потерять, пока мой спутник собирался в дорогу. Когда мы двинулись по улице вдвоем, за нами ехали пароконные дроги с молодежью, которая, согласно установившемуся обычаю, желала выпроводить меня за станицу. На дрогах ехали мой брат Матвей, жена и другие родственники. Погода была скверная: после оттепели наступил холод, под ногами жидкая грязь. Шел робкий, прерывистый, но колючий и холодный дождик, и дул западный ветер.
За станицей мы остановились и слезли с лошадей. Других выезжающих казаков или провожающих станичников мы не заметили.
Опять повторилась процедура прощанья. Кто хотел еще выпить вина, тот его, конечно, выпил. Я отказался от вина словами из старинной песни: «та вже ж мини, мыли братци, мэд-горилочка не пьеться»... А мой спутник выпил раздельно за каждое из трех желаемых событий: за благополучную дорогу, за успешную службу и за счастливое возвращение. В конце концов, перецеловались и еще раз попрощались.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий