пятница, 31 января 2020 г.

1-я часть
Бондарь Н.И.

Святой угол

«Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои...»

Так говорил Экклезиаст о вечном и преходящем.
Каждый из нас живет в сложном мире — людей, идей, вещей... Этот мир изменчив и вместе с тем вечен.
В мире есть не только преходящее, но и вечное, постоянное. Традиционное сознание, выделяя категории, различные проявления вечного, использует их для упорядочивания мира, жизни, придания им осмысленности и стабильности.
Идеологемы вечного представлены во всех блоках традиционной культуры, во всех видах и жанрах фольклора: в обрядах, пословицах, загадках, вышивке, материальной культуре. Они пронизывают все сферы, образуя своеобразный устойчивый каркас культуры, модели мира и, в конечном итоге, жизни народа.
К числу таких материальных форм вечного относится и святой угол в традиционном жилище славян Кубани. Он всегда расположен с правой, восточной стороны от входа и, благодаря своему убранству, сразу же притягивает к себе взор входящего.
Образ или образа, теплящаяся лампада, «угольник» (стол треугольной формы), Евангелие или Библия, свечи... Все это обрамляют вышитые белоснежные полотенца или «воздушные» (накрахмаленные) занавески. Это и есть святой угол. Даже в ночное время от него исходит спокойное, тихое сияние. А это высшее проявление благости — святости.

«Всему свое время, и время всякой вещи под небом: ...время насаждать, и время вырывать насаженное; ...время разрушать, и время строить...»

Настает время, и человек строит дом, свое жилище. Первый столб, первый кирпич вкапывают, закладывают в святом углу. С него начинается строительство дома, и вплоть до его завершения святой угол должен быть все время выше остальных.
Накладку потолка хозяйка также начинает со святого угла. В это части жилища внизу под глину закладывают небольшой деревянный крест, а на потолке — шерсть домашних животных, деньги — «чтобы все в хозяйстве, в доме водилось». Крест указывает на то, что именно здесь, в этой точке жилища, соприкасаются миры человеческий и верхний (Божий), что это самая сакральная часть дома, пространства, а, следовательно, это и есть основа, опора, источник благости. Не случайно само слово «святость», «святое» возводится в индоевропейских языках к лексической основе со значением «возрастать, «цвести», «прочный», «надежный» и т.п. То есть святость, святое в различных своих проявлениях первоначально связаны с идеей вечного, жизненной силы, плодородия.
Новый дом не только строят, но и обжигают со святого угла. За несколько дней до «входын» (новоселья) дом обычно освящали и вносили иконы, обустраивая святой угол.
Покидая старое жилище, хозяева обязательно оставляли в святом углу икону и стол (престол). «Дом оголять нельзя, — говорили нам старые люди, — иначе в нем заведется нечисть». Оголенное, пустое — признак необжитого, нечеловеческого.

«Всему свое время, ...время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни и время собирать камни...»

Дни складываются в недели, недели в месяцы, годы и десятилетия... Течет жизнь, течет время: праздники — будни, лето — зима. Время несет перемены. Затишье сменяется суетой, покой — хлопотами. Приходят и уходят люди, заботы, печали. И кажется, только святой угол в доме статичен и неизменен. Так же мерцает лампада, те же белоснежные полотенца, занавески, расшитые красными, голубыми, зелеными узорами, тот же строгий и отрешенный взгляд Вседержателя, святых и спокойное, ровное сияние.
Однако наступит навечерие Рождества («вечеря/вэчэря»), и из печи «на покуть», на «угольник» перенесут кутью и узвар и поставят их на подостланное сено. А позже со святого угла перенесут на стол.
Рано утром пойдут по домам мужчины и парни, а чуть позже — мальчики «славить Христа», «рожыствувать». Кто со звездой, кто с вертепом, а кто и так. Одни участники разыграют целые сцены на библейские сюжеты, большинство ограничивается обязательным текстом: «Рождество твое, Христи, Боже наш».
На Новый год (по старому стилю) еще до рассвета пойдут по станице «посивальщики». Сеять — тоже мужское дело. И посыпается в святой угол пшеница. Это действо сопровождается словами:

А в поли, в поли
Сам плужок орэ,
А за тым плужком
Сам Господь ходэ.

* * *
Или:

Сею, вею, посиваю,
С Новым годом поздравляю!
На счастье, на здоровье
Зароды, Боже, жито, пшеницу,
Всякую пашницу,
С новым годом, хозяин с хозяюшкой!
С Новым счастьем!

(продолжение следует)

журнал «Родная Кубань»
1998 год
№ 3
стр. 123-126

Комментариев нет:

Отправить комментарий