суббота, 11 января 2020 г.

7-я часть
Прийма И. Я.
Мои воспоминания
(По материалам Чумаченко В.К.)
журнал «Родная Кубань»
1999 год, № 1
стр. 66-97

Мои воспоминания
Путь до станицы Славянской

 — А чего ты, Кирило, не женишься? — спросил Иван Савельевич.
 — Да не выберу дивчыны, не найду пары, — ответил как-то уклончиво Кирило, — я ж больше на хуторе живу, людей там близко нет, одичать можно... Вот это перед праздником я поднял бунт, не хочу — кажу батькови — коло скотины торчать, хочу людей побачить. Ну, батько поехал на хутор, а я вернулся в станицу, а мамаша теперь докоряет, что я непослушный сын, старого батька с печи согнал.
 — Да на хуторах тоже есть девчата, — сочувственно сказал Иван Савельевич, только их надо поискать. Я бы на твоем месте каждое воскресенье оседлал коня и отправился бы по хуторам вроде какого-нибудь покупателя.
 — Ну, какой же я покупатель? — неуверенно произнес Кирило.
 — Да это не трудно придумать. У вас какие овцы, черные или белые?
 — Черные, — с удивлением ответил Кирило.
 — Вот ты и поезжай покупать белого породистого барана.
 — Зачем же мне баран? — с хитрой усмешкой сказал Кирило, — мне нужна ягнычка.
 — Ну, поищи ягнычку, это все едино.
 — У многих хуторян нет овец, — безнадежно произнес Кирило.
 — Это не важно; тебе лишь бы в хутор пробраться, да узнать, где есть дивчата. Подъезжаешь к хутору, слезай с коня и иди к дому. Там на тебя, конечно, набросится с десяток собак, но ты их не разгоняй, пускай они порвут на тебе штаны, а ты потом имеешь полное право просить у хозяек иголку и ниток зашить дыру... вот тебе и знакомство. Да там можно такую хуторяночку найти, глаз не оторвешь.
 — Вот так же и со старшим братом было, — сказал Кирило, — сидел, сидел на хуторе, а потом его, как говорится, завязали в мешок, повезли к хуторяночке да и женили. А она полгода пожила, а потом бросила мужа и ушла к другому...
 — Так надо ж смотреть, кого берешь!
 — Вот я и смотрю, присматриваюсь, чтобы не взять беду на свою голову.
 — Знаешь что, Кирило, приезжай на пасху ко мне в Ахтанизовскую, там мы тебе найдем гарну дивчыну. Конечно, у вас станычка невелычка и дивчат мало, а у нас дивчат — хоть на ярмарку вези. Обязательно приезжай.
По-видимому, Кирило был рад этому приглашению.
Мы отнесли седла в амбар, и пошли в хату, а там нас пригласили ужинать. Подали борщ, потом вареную свинину (при этом я вспомнил погрызенные ворота) и, наконец, узвар. Кирило хотел угощать нас водкой, но мы заявили, что на сегодня нам этого добра хватит. Хлеб у этих людей имел иной вкус, чем наш, ахтанизовский хлеб. Нельзя сказать, чтобы этот вкус был неприятен, но он был иной, чем тот, к которому я привык дома. Мне приходилось есть хлеб у своих дядей, у соседей, у тестя, но там я не замечал никакой разницы: везде хлеб был одинакового вкуса. А здесь в станице и хлеб оказался другим.
Комната, в которой мы гостили, была просторной, жили эти люди зажиточно. И на дворе, и в доме заметен был достаток и порядок. В комнате было много мебели, на кровати громоздилось полдюжины пышных подушек. В красном углу стояли иконы, а по стенам висели картины светского содержания, например, «Ступени человеческой жизни», «Эскадра адмирала Рождественского», «Как мыши кота хоронили».
Брат Кирило внес в хату хорошей соломы, а его сестра соорудила нам на полу постель, застлала ее большим полосатым тряпичным рядном, положила две подушки, а укрываться нам дала пару шерстяных ряден. Мать с дочерью ушли спать в другую комнатушку, а в большой комнате остались одни мужчины. Кирило взял наши онучи и развесил возле печи, чтобы они, как он сказал, набрались тепла. Я был некурящим, хозяева — тоже и поэтому Иван Савельевич выходил покурить в сени.
Мы улеглись спать. Но Иван Савельевич и Кирило долго еще перебрасывались воспоминаниями о своей военной службе, а я тоже прислушивался к их разговору, так как то, о чем они вспоминали, мне предстояло еще увидеть и пережить.
Выспались мы хорошо. И чувствовали себя утром бодрыми. Пошли к лошадям, покормили их и немного почистили. То, что за вчерашний день растаяло, за ночь успело достаточно подмерзнуть, а ясное небо обещало устойчивую морозную погоду.
(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий