(окончание)
4-я часть
Жигайлов Алексей Николаевич
Забытая христианская цивилизция
Русские солдаты в горах Чечни во время войны с Шамилем обнаружили каменный крест с надписями. В память этого заложили крепость Воздвиженскую.
В дагестанском городе Хасавюрте на святилище аланского периода в 1900 году была построена действующая поныне церковь в честь иконы Божьей матери «Знамение». Старожилы отмечают, что в христианском храме долгое время находилась икона Андрей Рублева.
Француз Дюбуа де Монпэре в 1839 году опубликовал очерк «Путешествие вокруг Кавказа по Черкессии и Абхазии». Он шел из Анапы в Пицунду. Это древняя территория адыгов и абхазов. Дюбуа описал 12 храмов, принадлежавших этим народам. Церкви были у них в глубоком почете. Горцы, по рассказам старцев, несли священникам дары от военных своих добыч. Пересказы эти очень удивляли француза.
Разгром в 13 веке кавказских христиан был предопределен междоусобными войнами. Каждый из князей возомнил себя верховным вождем. Завоеватели вырубили племенные разрозненные дружины, как отдельные хрупкие лозинки.
Но после полного разгрома аланские и адыгские народы еще многие столетия были верны религии предков.
Осетины, например, исповедуют христианство до сих пор. В 1717 году турецкий султан Мурад Четвертый требовал от крымского хана с мечом и огнем вновь пройтись по Западному Кавказу. Эти новые завоеватели грубой силой вводили ислам, убивали мужчин, угоняли местное население в рабство. Именно тогда бухта Геленджик (бухта невест) превратилась в главный невольнический рынок Кавказа. И это заставило старейшин горских народов искать помощи у православной России. Адыгея добровольно присоединилась к ней в 1552 году, Черкессия и Кабарда — в 1557, Северная Осетия — в 1774, Грузия — в 1783, Южная Осетия — в 1801, Абхазия — в 1810, Ингушетия — в 1810 годах.
В 18-19 веках верхнекубанские и терские казаки, оставшиеся на кавказском жительстве, унаследовали за околицами своих станиц и хуторов остатки заброшенной древней цивилизации, поклонявшейся Христу. Открытый древний город у станицы Передовой — ее красочная иллюстрация.
Православная церковь России до 1917 года делала очень многое, чтобы сохранить местные святыни. Возрождались монастыри и храмы. В 1860 году было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Атеистическое воспитание специально утратило эту информацию.
Осенью 1999 года на Ильичевском городище усилиями церкви Рождества Пресвятой Богородицы станицы Отрадной был установлен Поклонный крест, отслужен молебен, освящен родник, вытекающий из-под трех храмов древности.
Осенью 2000 года в горах Кавказа на Большом Зеленчуке был найден забытый гигантский Лик Спаса Нерукотворного. Точная копия Эдесского убруса, навечно отразившего на ткани живой облик Иисуса Христа, выявилась на этот раз в изображении на горных каменьях. Кто тот гениальный художник, который родил Божественное чудо? Мне как ветерану фотожурналистики, по-прежнему «вооруженному» профессиональными фотокамерами и уникальными объективами, удалось в сентябре дважды стоять лицом к Лику Божества, ощущая при этом не только пропасть за собственною спиною, но и суеверный страх грешника перед всевидящим взором Его.
(окончание)
журнал «Родная Кубань»
2002 год
№ 4
стр. 6-11
4-я часть
Жигайлов Алексей Николаевич
Забытая христианская цивилизция
Русские солдаты в горах Чечни во время войны с Шамилем обнаружили каменный крест с надписями. В память этого заложили крепость Воздвиженскую.
В дагестанском городе Хасавюрте на святилище аланского периода в 1900 году была построена действующая поныне церковь в честь иконы Божьей матери «Знамение». Старожилы отмечают, что в христианском храме долгое время находилась икона Андрей Рублева.
Француз Дюбуа де Монпэре в 1839 году опубликовал очерк «Путешествие вокруг Кавказа по Черкессии и Абхазии». Он шел из Анапы в Пицунду. Это древняя территория адыгов и абхазов. Дюбуа описал 12 храмов, принадлежавших этим народам. Церкви были у них в глубоком почете. Горцы, по рассказам старцев, несли священникам дары от военных своих добыч. Пересказы эти очень удивляли француза.
Разгром в 13 веке кавказских христиан был предопределен междоусобными войнами. Каждый из князей возомнил себя верховным вождем. Завоеватели вырубили племенные разрозненные дружины, как отдельные хрупкие лозинки.
Но после полного разгрома аланские и адыгские народы еще многие столетия были верны религии предков.
Осетины, например, исповедуют христианство до сих пор. В 1717 году турецкий султан Мурад Четвертый требовал от крымского хана с мечом и огнем вновь пройтись по Западному Кавказу. Эти новые завоеватели грубой силой вводили ислам, убивали мужчин, угоняли местное население в рабство. Именно тогда бухта Геленджик (бухта невест) превратилась в главный невольнический рынок Кавказа. И это заставило старейшин горских народов искать помощи у православной России. Адыгея добровольно присоединилась к ней в 1552 году, Черкессия и Кабарда — в 1557, Северная Осетия — в 1774, Грузия — в 1783, Южная Осетия — в 1801, Абхазия — в 1810, Ингушетия — в 1810 годах.
В 18-19 веках верхнекубанские и терские казаки, оставшиеся на кавказском жительстве, унаследовали за околицами своих станиц и хуторов остатки заброшенной древней цивилизации, поклонявшейся Христу. Открытый древний город у станицы Передовой — ее красочная иллюстрация.
Православная церковь России до 1917 года делала очень многое, чтобы сохранить местные святыни. Возрождались монастыри и храмы. В 1860 году было учреждено «Общество восстановления православного христианства на Кавказе». Атеистическое воспитание специально утратило эту информацию.
Осенью 1999 года на Ильичевском городище усилиями церкви Рождества Пресвятой Богородицы станицы Отрадной был установлен Поклонный крест, отслужен молебен, освящен родник, вытекающий из-под трех храмов древности.
Осенью 2000 года в горах Кавказа на Большом Зеленчуке был найден забытый гигантский Лик Спаса Нерукотворного. Точная копия Эдесского убруса, навечно отразившего на ткани живой облик Иисуса Христа, выявилась на этот раз в изображении на горных каменьях. Кто тот гениальный художник, который родил Божественное чудо? Мне как ветерану фотожурналистики, по-прежнему «вооруженному» профессиональными фотокамерами и уникальными объективами, удалось в сентябре дважды стоять лицом к Лику Божества, ощущая при этом не только пропасть за собственною спиною, но и суеверный страх грешника перед всевидящим взором Его.
(окончание)
журнал «Родная Кубань»
2002 год
№ 4
стр. 6-11
Комментариев нет:
Отправить комментарий