среда, 29 января 2020 г.




2-я часть
журнал «Родная Кубань»
2002 год
№ 4
стр. 3-5

Малахов С.Н.
Образ Иисуса Христа на скалах Мыцешты

Средневековый изограф с глубоким мастерством использовал довольно необычный материал для священного изображения. На камне представлен иконописный тип Спаса Нерукотворного, известный уже в V - VI вв.
Лик Иисуса Христа обозначен на желтовато-охристом камне пробелами, серебрящимися на солнце вследствие неровностей поверхности камня. Плавно очерчены контуры лба, бровей, тонкого, слегка удлиненного носа. Глаза широко открыты. Пробелы переходят плавно в тени палевого или фиолетового цвета. Светотенью обозначены усы и мягкие очертания бороды и волос, сливающиеся с поверхностью камня. Спаситель взирает строгим взором сверху вниз на молящегося. Справа от лика едва заметные буквы греческого алфавита —IC., означающие «Иисус». Спаситель передан необычайно выразительно. Сразу же поражает глубокий психологический строй образа, «вездесущий» взор огромных темных глаз проникает в самые потаенные глубины души верующего человека.
Почему возник этот древний образ Христа в столь труднодоступном месте? Чтобы прийти к Нему, кавказским христианам необходимо было из города переправиться через стремительный и холодный Зеленчуки подняться высоко в гору, откуда с высоты птичьего полета открывался вид на городские храмы.
Но вначале обратимся к преданию о Нерукотворном образе. Оно сохранилось на греческом и сирийском языках и впервые его следы относятся ко II - III векам нашей эры. Примерно в 31 - 32 году по Рождеству Христову Эдесский царь Авгарь Укхомо послал письмо Иисусу Христу в Иерусалим, прося его прибыть в Эдессу и исцелить от болезни (проказы). Христос направил в Эдессу своего апостола Фаддея, который исцеляет царя. Авгарь отсылает живописца, чтобы снять с Христа портрет. Но у искусного живописца Анании портрет не получился: словно некий свет, идущий от Иисуса, мешал художнику уловить его черты. Тогда Иисус Христос попросил чистый плат (по-древнерусски — «убрус») и, умыв лицо, отер его этим платом, на котором чудесно отпечатался его лик. Так возник «Нерукотворный образ». По еще одному преданию, именно от убруса исцелился Авгарь и в благодарность за свое выздоровление приказал набить плат на «доску негниющу» и поместить его в нише над вратами города, убрав оттуда языческого идола. Через некоторое время Авгарь и его подданные приняли христианство.
Уже этот упрощенный пересказ христианского предания о возникновении Спаса Нерукотворного многое объясняет в истории нашего памятника. Первые христиане в верховьях Кубани знали легенду о чудесном исцелении эдесского царя довольно подробно и не случайно образ Спасителя поместили в нише, изобразив его черты так, будто бы они, сияя неизъяснимым светом, отпечатались на чистом убрусе. Только глубоким знанием легенды и иконографического канона можно объяснить то, что, несмотря на необычный материал для живописи, иконописец находит своеобразное решение для передачи сияния, идущего от лика Христа, — он изображает высветленные контуры и плоскости за счет естественной структуры и цветовой гаммы камня. Древнерусские иконописцы, например, для этого использовали специальные белильные мазки — пробела. Отличительной особенностью образа является отсутствие крестчатого нимба.
Возможно, он не сохранился, хотя размеры камня, кажется, не позволяли этого сделать. Впрочем, и лоб обозначен лишь контурной линией у бровей. Все это придает образу Спасителя оригинальность и необыкновенную монументальность.

(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий