вторник, 14 января 2020 г.

17-я часть
Прийма И. Я.
Мои воспоминания
(По материалам Чумаченко В.К.)
журнал «Родная Кубань»
1999 год, № 1
стр. 66-97

Мои воспоминания
На Родине
(из пережитого)

Четыре года не видел я родной страны и все скитался на далеких неприветливых чужбинах. Первый год служил я в знойной Закаспии, второй проездил в Персии, а последние два года мачеха-судьба гоняет меня по бесконечным горам враждебной нам Турции.
Надоели мне эти чужие края; много в них было перенесено невзгод и лишений, много сил было растрачено, немало горя испытано, а конца моим скитаниям не было видно. И сильно захотелось мне поехать домой, увидеть родину, за которую мы шли умирать, увидеть своих родных, которых давно не видел, побывать в родной станице, в тех дорогих и милых сердцу местах, где промелькнуло беззаботное детство, и, хоть на короткое время, забыть тяжелую действительность, развеять тоску и отдохнуть душой и телом вдали от ежечасной опасности и тревоги.
Мою просьбу об отпуске уважили. Я взял билет и, переполненный радостными ожиданиями и надеждами, отправился домой. Сердце мое радостно забилось, когда я переехал границу, и я чуть не заплакал от умиления, когда в одно прекрасное утро услышал в своей родной стране торжественный, умиротворяющий душу колокольный звон. Давно, очень давно я слышал колокольный звон и никогда в жизни он не производил на меня такого глубокого впечатления, никогда в жизни не был он мне так приятен и дорог, как в ту, важную для меня минуту. Я слушал его с жадностью, с благоговением, с трепетом; в волнах этих могучих металлических звуков мне слышался призыв к всепрощению, к примирению, к забвению... Волны этих звуков говорили мне многое, говорили, между прочим, что кончилась чужая, разоренная войной страна, что начиналась полная благоденствия Россия. Начиналась своя родная земля и свои люди.
Но я не мог понять этих людей. Все они были равнодушны к тому великому горю, что переживала наша Родина; все были охвачены, заражены стремлением к наживе. И чем дальше я отъезжал от грома орудий, от мест опасности и смерти, тем все более и более охватывало меня разочарование. Той печали и горести, того сознания опасности, которые я думал здесь увидеть, не было и следа. Все были самодовольны, беззаботны и веселы. Все торговцы легко разживались, богатели и не испытывали ни малейшего горя. И так по всему Кавказу: вместо отзывчивых граждан, глубоко опечаленных, сосредоточенно работающих на благо Родины, покорно несущих и разделяющих все тяжести войны, я увидел толпы алчных до наживы, продажных, бессовестных людей. Я увидел их самодовольные, веселые лица и блестящие огоньком жадности глаза. Они без стыда драли со всех по две кожи и с удовольствием потирали свои нечистые руки.
«Это наши, но не вполне "свои" люди», — думал я, с сокрушением в сердце глядя на бесстыдную, разноплеменную толпу, всеми силами души презирая ее и спеша доехать до Кубани.
«Там нет этого срама, — думал я, — там всего вдоволь, и не может быть такой жадности, там меньше этих сражений, — продолжал думать я,  — и Кубань, как мать, не может быть веселой, не может оставаться равнодушной в такое тяжелое время».
И с какой-то боязнью в душе я подъезжал к Екатеринодару.
Но, увы!.. На Кубани было почти то же. Я с нетерпением летел в свою родную станицу, думая, что в бедной глуши заметнее и острее чувствуется общее горе. Но моя родная станица также предавалась равнодушию, апатии и пьянству. Правда, жадности к деньгам, к наживе там не было или было меньше, но беспечность, разгул и веселье были там обычными явлениями.
И страшным и диким казалось мне их безумное веселье, их холодное равнодушие, их бездействие и лень! Где же их любовь к Родине и сознание долга? Где же те отзывчивые и чуткие сердцем люди, которые присылали нам на позиции подарки и писали много хороших, задушевных, искренних слов? Где они?
Ровно недели пробыл я дома и только слышал разгульные песни молодежи, да видел шатающихся по улицам пьяных отцов. Не верилось, что эти пьяные люди — отцы тех сынов, которые умирали на чужих полях, в чужих горах за этих нехороших и жалких людей, за Родину.
И вместо спокойствия и отдыха на мою душу легла великая тяжесть. У меня как будто не стало Родины, той дорогой, милой, святой Родины, за которую я готов пожертвовать жизнью. Совсем, совсем не то я надеялся там увидеть. Я думал, что увижу Родину в печали, в слезах, в скорби, в трезвости, в молчаливой, сосредоточенной, продуктивной работе, я думал увидеть там простую, разумную, расчетливую жизнь, а нашел совсем другое, обратное.
И поехал я снова на далекую чужбину с болью в сердце и тяжелыми невеселыми мыслями в голове. Дроги, на которых я ехал до парохода, звенели и подпрыгивали, с Азовского моря дул резкий, холодный ветер, я кутался в свою дырявую бурку и дрожал от холода, а в душе было еще холоднее. Глубокие болезненные думы и неразрешимые вопросы, как назойливые мухи, осаждали мою голову, сердце сжималось от боли и ныло, а из глаз катились по лицу слезы.
 — Ты чего плачешь? — спросил меня братишка, который вез меня.
 — Вези меня, брат, скорее отсюда, — сказал я, — Тяжело мне видеть это равнодушие и безумное веселье, эту гордую роскошь и беспечное благополучие... Скорее в чужие края! В дикие горы, к своим боевым товарищам! Там мне, брат, будет легче, чем здесь, на родине, там мы все одинаково голы и равны! Там моя изорванная черкеска и истоптанные сапоги ни у кого не вызовут насмешливой улыбки!
Я не мог удержать нахлынувших слез и дал им волю. Заплакал и мой братишка и стал сильнее погонять худых лошадок.
И скоро скрылась из виду благоденствующая и всем изобилующая Кубань, и снова застучали колеса вагонов о рельсовые соединения, и мчался я к своим оборванным товарищам и думал бесконечные печальные думы свои.
Я чувствовал себя обиженным. Мне было очень больно и обидно потому, что те, за благополучие которых лилась кровь, или предавались приятному бездействию и лени, или беззаконно разживались, или беззаботно пьянствовали и совсем не думали о том, как велики те страдания, те муки, то горе, которые переносятся людьми, защищавшими их своим телом. Они, казалось, не думали, как много крови лилось из-за их благополучия и покоя.
Неужели они, сытые и довольные, ничего этого не знают? Неужели и такого великого горя, как эта война, недостаточно, чтобы разбудить их? Боже Праведный, вразуми их!

И. Ахтанизовский

15 октября 1916 г.
(продолжение следует)

Комментариев нет:

Отправить комментарий