пятница, 15 мая 2020 г.

Якименко Е.
Казаки в Париже

В прошлой корреспонденции я коснулся общественной жизни казаков, и их организованности, в частности подчеркнул то, что в состав правления Кубанской станицы в Париже избраны весьма подходящие люди в смысле работоспособности, которые не жалеют сна для работы на пользу казачества.
Организованный станицей несколько месяцев тому назад хор поет прекрасно. Этот хор уже получил «боевое крещение» и выступил на кубанском концерте-вечеринке 14 августа. Труды, положенные для организации, как самого хора, так и вечеринки не пропали даром. Концерт-вечеринка прошла с огромным успехом. Казаки-парижане еще не помнят, чтобы с таким успехом проходили концерты устраиваемые любителями. Регенту хора порой приходилось очень трудно, так как нет возможности найти нот хороших, музыкальных казачьих песен. С большим искусством исполняются казачьи песни: «Ой, гук, маты, — гук», а также «Уж ты, поле мое», последняя особенно хорошо; слушая эти милые родные казачьи напевы, закроешь на минуту глаза, и думаешь, что это не в Париже, что песня разливается по широкому простору родного края, но аплодисменты, которыми хор по достоинству награждается, выводят из состояния полузабытья и вводят в действительность. Увы, это в Париже. Это культурное начинание станицы крепнет, и через десять дней состоится вторая вечеринка, которая обещает быть более интересной. Так как пословица говорит, что «цыплят по осени считают», то я в другой раз напишу о предстоящей вечеринке.
Когда смотришь на хлопоты и старания отдельных казаков, то порой задаешь себе вопрос: откуда у них энергия? Ведь не следует забывать, что каждый занят 9-10 часов в сутки работой у станка, а остальное время занят делом чисто казачьим. По устройству вечеринки 14 августа много трудов и энергии затратили как атаман станицы Перегордиев, так и другие члены правления, а особенно можно отметить: Глазкова, Ковалева, Копынова и других. Регент хора достаточно потрудился, да трудится и теперь над выучкой хора.
Помимо основного занятия казаков в Париже, а именно: работа на фабриках и заводах, отдельные лица занимаются всевозможными профессиями и ремеслами.
Гоголь в своей повести «Тарас Бульба» говорит: «нет ремесла, которого не знал бы казак», так и здесь: встречаются и шоферы, и парикмахеры, и сапожники, и танцоры, и музыканты, и певцы, и еще Бог знает каких только нет «спецов». Больше и лучше всего казаки преуспевают в пении. Есть несколько небольших «хориков» по 6-8 человек. Поют эти маленькие хорики обычно по кинематографам...
Недавно мне удалось послушать один из таких «хориков». Я по репертуару угадал, что поют казаки. Познакомился с регентом, порасспросил. Регент оказался донской казак, Дуршавкин. Хорик его состоит из 8 человек, подобранных голосов, так как не в количестве, а в качестве голосов цена хора; оно и резонно; 8 хороших голосов стоят 16-20 слабых. Вот репертуар, а вернее несколько песен, которые я прослушал: «Свистнув, крикнув на коня», «Березка», «Платов», «Дивка в синях стояла», «Гандзя», «Ты кормилец наш, Дон Иванович» и другие.
Благодаря тому, что есть такие качественные ценности а «хорик» Дуршавкина, есть возможность на миг забыть жестокую действительность и отдохнуть душою, слушая мелодичные напевы казачьих песен.
Дуршавкин и другие являются хранителями казачьих песен; слава вам, братья, за ваши труды. Сохраняйте в чистоте казачью песню. Еще Шевченко сказал: «Наша писня, наша думка нэ вмрэ, нэ загинэ...»


8 октября 1929 года
журнал «Вольное Казачество»
№ 46
стр. 21-22



Комментариев нет:

Отправить комментарий