Я. Лопух
Кубанская старина и новина
Заговенье на Великий пост, или, как говорят у нас на
Черномории «прощальна нэдиля».
Небольшая деревянная церковь станицы Старомышастовской полна
народу. В толпе мальчишек и девочек я стою впереди всех прямо против царских
врат. Из алтаря выходит старый священник со свитком в руке; подходит к аналою
и, осеняя себя крестным знамением, твердо и ясно произносит:
«Во имня Отця, и Сына, и Святого Духа».
Пауза. Все приближаются к амону. Тишина. Священник
разворачивает свиток и поднимает его правой рукой.
— Бачите, шо це такэ?
На лубочной картине изображен громадный зеленого цвета змий,
вверху картины Иисус Христос на белом коне, окруженный ангелами, трубящими в
трубы; а внизу — ад с ярким пламенем, среди которого корчатся грешники и туда
же черти тянут еще толпу грешников, окруженных цепью; причем впереди идут цари,
архиереи, купцы, а сзади — мужики в лаптях, которых черти подгоняют дубинами (к
моему детскому удивлению и радости там не было ни одного казака).
Картина была окружена, как бы виньеткой, маленькими
картинками, на которых были изображены грешники; стоящие по пояс в котлах с
кипящей жидкостью; лижущие раскаленные сковороды; были подвешенные на крючьях и
т. д.; словом так, как описывает адские мученья Котляревский в своей «Энэиди».
— Це Страшный Суд, —
продолжает батюшка. — По преданью, Страшный Суд почнэться зараз писля
прощальной нэдили. А колы? Про це тилькы одын Бог знае. Так от Свята Церква и
установыла, шоб мы готовылысь до цього страшного дню постом и молытвою. Прощалы
б одын другому образы, говилы, сповидалысь и прычащалысь. Ось, бачитэ, —
гришныкы гарячу сковороду лижуть языкамы?! Це так будэ брэхунам.
— Одарко! —
Обращается вдруг священник к стоявшей в стороне молодой казачке: — Ты набрэхала
на Приську, шо вона в тэбэ гусэй покрала и позывала йи! А гусы потим знайшлысь
у Рашпиля в ставку? Пиды зараз ударь 20 поклонив.
И Одарка беспрекословно шла к иконе отбивать поклоны.
— А це бачитэ, —
повишани на гаках? Це ти, шо дивчат обдурюють. Вэлыкый це грих!
— Васыль! —
Обращается опять священник к молодому казаку: — Шоб ты мэни писля Вэлыкодня
сватав Гапку. Бо я бильш ни з кым тэбэ винчаты нэ буду. Я всэ знаю! Иды, ударь
10 поклонив.
И т. д.
И всем было понятно и ясно; и Одарка остерегалась уже
«брэхать», и Василь на Красную Горку стоял под венцом с Гапкою, у которой, хотя
была слишком полна талия, но зато сияющее счастьем лицо.
Давно это было. Было это больше, чем 50 лет тому назад.
Старик священник — казак той же станицы Старомышастовской Дудык; это был
последний из выборных священников. В молодости, как мне потом говорили, он, в
числе других, пас табун генерала Котляревского. И вот, лежа в степи на бурке,
при помощи какого-то грамотея, он, почти самоучкой, выучился читать и писать.
Учился он по старинной еще азбуке; буки аз — ба; слово, он, люди, ерь — соль;
да по псалтыри. В тридцать лет он уже читал и пел на клиросе и писал грамотки.
По избрании его станицей в пастыри, был командирован в Лебяжий монастырь, где и
пробыл около года, изучая устав и другие церковные книги. Из монастыря поехал в
Екатеринослав (Черномория была тогда причислена к Екатеринославской епархии)
продолжать свое богословское образование, где через полгода и был рукоположен в
сан иерея. В своей станице он священствовал до конца своей многолетней жизни.
Это был глубокого ума человек. Знал он в своем приходе всех и каждого. Знали и
его все, и со всяким горем обращались к нему — своему избранному пастырю. Он и
советы давал, он и судил, он и мирил, он и наказывал. Он понимал и знал паству
свою и народ понимал и уважал его. Слово его было законом, и не было в станице
никаких сектантов.
Прошло 20 лет. Черкесы были окончательно усмирены.
Окончилась война 1877 года и край начал быстро богатеть. И потянулись из России
священнослужители с семинарскими аттестатами на богатые приходы, с фамилиями на
« -ов».
Один из таких студентов семинарии, отец Александр Молчанов,
был назначен в станицу Челбасскую. В этот же самый день, то есть в «прощальну
нэдилю» выходит он говорить проповедь о Страшном Суде. Говорит по всем правилам
богословия; долго и с чувством.
Наконец, видя, что слушатели заинтересовались, но устали, он
заканчивает проповедь следующими словами: «...Итак, православные, я на этом
заканчиваю. Кто желает услышать еще подробнее, приходите к вечерне, я нарисую
более яркую картину Страшного Суда Божия. Аминь».
Зазвонили к вечерне. Народ, к удивлению пастыря, валом валит
в церковь. После вечерни вышел на амвон отец Александр и вновь начал говорить
на ту же тему. Говорил о мучениях душ в загробной жизни пробудившейся совестью,
приводил много цитат из священного писания; словом, изложил все, чему его учили
в семинарии и что он почерпнул сам из духовной литературы. Окончил. Снял
облачение и собрался уходить из церкви, а народ стоит.
— Что же вы стоите,
православные? Я уже окончил.
— А вы ж, батюшка,
казалы, шо будэтэ рисувать картыну Страшного Суда!
Как видите, народ не понимал пастыря, а пастырь не понимал
народа. Служители церкви постепенно обращались в чиновников. И пошли на Кубани
плодиться разные секты: хлысты, субботники, новопральцы и т. д.
Прошло еще 20 лет. В 1907 году с полиции была снята
обязанность вести борьбу с сектантами, и Духовному Ведомству пришлось назначить
в станицу Уманскую уездного миссионера — молодого священника с академическим
значком. Вот и начал этот миссионер вести борьбу с сектантством посредством
проповедей, строго построенных на правилах богословских наук. Между прочим,
этот высокоученый проповедник был неравнодушен к Л. Н. Толстому, Достоевскому и
другим писателям, затрагивающим религиозные вопросы; и в каждой проповеди
непременно пристегнет кого-либо из таковых, а уж Л. Н. Толстого — обязательно.
Я в это время был участковым начальником. В страдную пору,
чтобы не отрывать людей от работы, я старался, по мере возможностей, всякие
дознания производить по воскресным и праздничным дням.
Лето. Я в субботу прибыл в станицу Крыловскую. С вечера
попросил хозяйку общественной квартиры (богомольную вдову-старушку) приготовить
мне завтрак и чай пораньше, чтобы, по окончании литургии, быть уже в станичном
правлении и работать без перерыва до 10-11 часов вечера.
Сижу в столовой. Дверь в кухню приоткрыта. Входит какая-то
старушка.
— Здрастуйтэ,
Юхымовна! Та з нэдилэю, будьтэ здорови!
— Здрастуйтэ,
Сыдоровна.
Чмок, чмок, чмок. Целуются.
— Це вы з церквы,
Сыдоровна?
— Атож. А вы,
Юхымовна, чого це нэ булы?
— Участковый прыихав:
нияк низзя було. А хто служив: отэць Ликсандра чи отэць Мыколай?
— Дэ там, Юхымовна!
Из Уманьской мысынэр прыихав, так вин служив. Та було б тоби гарно! Голос такый
тонэнькый, та прыятный; ну, прямо як той янгол! А як начав, Юхымовна, проповидь
говорыты, так як по-пысаному; а сам и в кныжку нэ дывыться. Та всэ, Юхымовна,
про товстых, та про товстых. А я дывлюсь на бабу Тырсыху, нэдалэко биля мэнэ
стояла, тай думаю соби: будэ тоби, стэрво пузатэ, на тим свити: ач, якэ черэво
найила!
25 марта 1929 года
журнал «ВК»
№ 32
стр. 9-10
Комментариев нет:
Отправить комментарий