А. Предтеченсков
Казак и его национальный костюм
На православное Рождество Xристово собрались у меня на квартире некоторые в. казаки в Бельгии с женами, во главе с атаманом Г. К. Рудаковым.
Я хочу рассказать маленький эпизод или, вернее, мое наблюдение над тем, как казаки любят свой национальный костюм.
Есть у меня кукла, одетая в казачий костюм, — с кинжалом, папахой и чувяками.
Два пожилых казака, увидя национальный костюм, прежде всего стали определять, какого полка этот «казак», стали расправлять складки его черкески, бешмета, поправлять папаху, заламывать рукава черкески...
Если бы вы видели, с какой нежностью и любовью они дотрагивались до него своими грубыми, мозолистыми руками. Я, стоя сзади, чувствовал, что эти два старых казака, видя свой костюм, не могли не вспомнить свое детство, когда первый раз отец кого-либо из них надел на него нац. костюм и тоже, наверное, с любовью поправлял на своем сыне и папаху, и черкеску, и бешмет... Вспоминали свою молодость и удальство в шикарном костюме, когда можно было хвастнуть перед хуторскими девчатами; а может быть вспомнили, как и они сами надевали и поправляли своим сыновьям первый раз нац. костюм и учили носить и любить его.
Поправив кукле все, как перед «инспекцией», оба отошли назад и, с видом знатоков, посмотрели еще раз, говори что-то друг другу.
Может быть, они мысленно перенеслись туда, в родные края, где запрещено носить наш нац. костюм — гордость народа... Не трудно было понять, что глубоко любят они свой костюм и свою казачью родину.
Любовь к казачеству выражается и любовью к своему национальному быту, правам, обычаям, костюму и даже еде.
Казаки, любя и гордясь своим национальным костюмом, любят все казачество, как самого себя, и готовы защищать права на жизнь с оружием в руках, дабы добыть право на свое национальное самоуправление и право везде и всюду носить свой нац. костюм.
Эти два казака — два глубоких патриота, у которых никакая сила не может сломить их любви к казачеству и своему нац. костюму.
Я был глубоко взволнован этим их наивным, как бы детским, поведением, но в нем-то и заключается глубокая любовь ко всему своему казачьему.
Заканчивая свой маленький «рассказ», я хочу напомнить всем братьям казакам, что много мы имеем, наших национальных особенностей, которые должны свято хранить, любить и нежно дотрагиваться до них, как до наших национальных святынь.
Здесь, за рубежом, почему-то каждый швейцар русского кабака одет в нац. казачий костюм. Не время ли нам, казакам, протестовать против этого?
Все, кому не лень, выступают на подмостках к а кого-нибудь кабака под маркой: «Celebre choer des Cosaques du Kouban», или «Danseur des danses nationales des Cosaques du Terek» и т. д., обязательно одетые в нац. казачий костюм...
Я лично встречал в Брюсселе швейцара в казачьей форме, ни слова не говорящего по-нашему. На мой вопрос: «Какой станицы, станичник»? Получил ответ: «Je ne comprends pas russe». И было горько и обидно, что наш нац. костюм подвергается «профанации» всеми...
Почему же швейцар русского ресторана, носящего громкое название «Петроград», или «Москва» не оденет лаптей и нац. костюма русского народа? Или не появится в форме «славных гвардейских полков» с ментиками, рейтузами и т. д., а обязательно облачается
в костюм казачий?
Мы должны зорко следить, бороться и протестовать за неприсвоенное ношение нашего нац. костюма. К сожалению, запретить этого или добиться запрещения нельзя.
Есть в Брюсселе ночной кабак, называется он «Казак», но хозяева его чистокровные палестинцы, а швейцар — донец в казачьей форме красиво козыряет всем входящим и выходящим клиентам.
Неоднократно я говорил среди казаков в Бельгии, что нужно бы как-нибудь протестовать относительно такого издевательства над казаками. Ведь костюм — наша святыня. По костюму нас узнают, как казаков, как турки по чалме узнают своих, бывших на поклонении
в Мекке.
Я прошу всех станичников, живущих где бы то ни было и в Европе, и в Америке, строго следить, чтобы наш нац. костюм не был бы достоянием и посмешищем толпы.
Слава казачеству!
Слава казачьему национальному костюму!
Слава всем борцам за святое дело казаков!
10 декабря 1938 года
журнал «ВК»
№ 256
стр. 25
Казак и его национальный костюм
На православное Рождество Xристово собрались у меня на квартире некоторые в. казаки в Бельгии с женами, во главе с атаманом Г. К. Рудаковым.
Я хочу рассказать маленький эпизод или, вернее, мое наблюдение над тем, как казаки любят свой национальный костюм.
Есть у меня кукла, одетая в казачий костюм, — с кинжалом, папахой и чувяками.
Два пожилых казака, увидя национальный костюм, прежде всего стали определять, какого полка этот «казак», стали расправлять складки его черкески, бешмета, поправлять папаху, заламывать рукава черкески...
Если бы вы видели, с какой нежностью и любовью они дотрагивались до него своими грубыми, мозолистыми руками. Я, стоя сзади, чувствовал, что эти два старых казака, видя свой костюм, не могли не вспомнить свое детство, когда первый раз отец кого-либо из них надел на него нац. костюм и тоже, наверное, с любовью поправлял на своем сыне и папаху, и черкеску, и бешмет... Вспоминали свою молодость и удальство в шикарном костюме, когда можно было хвастнуть перед хуторскими девчатами; а может быть вспомнили, как и они сами надевали и поправляли своим сыновьям первый раз нац. костюм и учили носить и любить его.
Поправив кукле все, как перед «инспекцией», оба отошли назад и, с видом знатоков, посмотрели еще раз, говори что-то друг другу.
Может быть, они мысленно перенеслись туда, в родные края, где запрещено носить наш нац. костюм — гордость народа... Не трудно было понять, что глубоко любят они свой костюм и свою казачью родину.
Любовь к казачеству выражается и любовью к своему национальному быту, правам, обычаям, костюму и даже еде.
Казаки, любя и гордясь своим национальным костюмом, любят все казачество, как самого себя, и готовы защищать права на жизнь с оружием в руках, дабы добыть право на свое национальное самоуправление и право везде и всюду носить свой нац. костюм.
Эти два казака — два глубоких патриота, у которых никакая сила не может сломить их любви к казачеству и своему нац. костюму.
Я был глубоко взволнован этим их наивным, как бы детским, поведением, но в нем-то и заключается глубокая любовь ко всему своему казачьему.
Заканчивая свой маленький «рассказ», я хочу напомнить всем братьям казакам, что много мы имеем, наших национальных особенностей, которые должны свято хранить, любить и нежно дотрагиваться до них, как до наших национальных святынь.
Здесь, за рубежом, почему-то каждый швейцар русского кабака одет в нац. казачий костюм. Не время ли нам, казакам, протестовать против этого?
Все, кому не лень, выступают на подмостках к а кого-нибудь кабака под маркой: «Celebre choer des Cosaques du Kouban», или «Danseur des danses nationales des Cosaques du Terek» и т. д., обязательно одетые в нац. казачий костюм...
Я лично встречал в Брюсселе швейцара в казачьей форме, ни слова не говорящего по-нашему. На мой вопрос: «Какой станицы, станичник»? Получил ответ: «Je ne comprends pas russe». И было горько и обидно, что наш нац. костюм подвергается «профанации» всеми...
Почему же швейцар русского ресторана, носящего громкое название «Петроград», или «Москва» не оденет лаптей и нац. костюма русского народа? Или не появится в форме «славных гвардейских полков» с ментиками, рейтузами и т. д., а обязательно облачается
в костюм казачий?
Мы должны зорко следить, бороться и протестовать за неприсвоенное ношение нашего нац. костюма. К сожалению, запретить этого или добиться запрещения нельзя.
Есть в Брюсселе ночной кабак, называется он «Казак», но хозяева его чистокровные палестинцы, а швейцар — донец в казачьей форме красиво козыряет всем входящим и выходящим клиентам.
Неоднократно я говорил среди казаков в Бельгии, что нужно бы как-нибудь протестовать относительно такого издевательства над казаками. Ведь костюм — наша святыня. По костюму нас узнают, как казаков, как турки по чалме узнают своих, бывших на поклонении
в Мекке.
Я прошу всех станичников, живущих где бы то ни было и в Европе, и в Америке, строго следить, чтобы наш нац. костюм не был бы достоянием и посмешищем толпы.
Слава казачеству!
Слава казачьему национальному костюму!
Слава всем борцам за святое дело казаков!
10 декабря 1938 года
журнал «ВК»
№ 256
стр. 25
Комментариев нет:
Отправить комментарий