вторник, 14 июля 2020 г.

Прекрасная статья о степных корнях современных цивилизаций:

В древней Японии называли элиту (kishu/kizoki) «всадниками», в Англии (кавалер) и во Франции (шевалье).

Законы булгарского кана Аспаруха на золотых досках можно считать старейшим отечественным cвидетельством в пользу древней системы законодательства.

* * *

Р.Ф. Набиев

Проблемы преподавания дисциплины «История государства и права»: «Евразийский взгляд»

(цитаты)

     Базовые причины необходимости пересмотра концепции истории права заключаются в том, что в VIII-XVIII вв. она была заимствована русскими учеными из Западной Европы. В императорской России она была дополнена и «доработана» в советское время. Являясь частью общей системы преподавания и воспитания «советског человека», курс истории права «отстраненно» демонстрировал обучающемуся движение человечества от «диких» норм внутриплеменного регулирования отношений к передовым и прогрессивным законам социалистического общества...
     В условиях движения «к победе коммунизма» во всем мире «отдельные упущения» в истории государства и права (как зарубежных стран, так и России) казались несущественными...
     Последние десятилетия стали временем осознания новых реалий, в том числе и необходимости разработки подлинно научной истории. Причем в рамках СНГ. В свете этой тенденции более очевидным становится крупное упущение теории и истории государства и права: оказался неразработанным огромный период развития государства и права на территории современной Российской Федерации и стран СНГ.
     Если рассматривать развитие отечественного права во взаимосвязях культур, то право государств Армении, Урарту, Чача и Хорезма не уступит античным государствам ни по древности, ни по значимости.
     Говоря о Восточной Европе, следует учитывать, что исторические источники сохранили сведения о государственных образованиях и особенностях права еще со времен скифов...
     Не следует, например, забывать, что эти цивилизации век за веком «наполнялись» «пассионариями» с Севера. Державы скифов, сарматов, булгар, гуннов – огромные и непобедимые для войск «развитых» империй – оказывали мощнейшее влияние на все другие цивилизации Евразийского континента и даже Северной Африки (вандалы, мамелюки).
Уже в древнейших произведениях античной цивилизации мы видим преклонение древних греков и римлян перед нравами и обычаями конных народов, обитавших в северных степях. Их свободу, неприхотливость и честь воспевали древние поэты, «Природная правдивость и безукоризненная самозаконность», мудрость и непобедимость северных номадов отразились в образах греческих кентавров и ветхозаветного китавраса...
     Отслеживая зарождение и гибель южных государств, можно отметить следующую закономерность: после завоевания очередного государства варварами некоторое время благополучие страны и благосостояние господствующего этноса росло, получаемые блага, науки и искусство «воспитывали» изнеженную молодежь. Но неуклонный рост коррупции и налогового бремени вызывал ответную реакцию податного населения, для которого очередная волна «варваров» была не бедствием, а спасением… Вслед за этим новая волна номадов, сломив нестойкое сопротивление разложившейся армии, на некоторое время обеспечивала на своей новой родине относительный комфорт и порядок… А в Степи шло формирование нового союза...
     И в самом деле, источники свидетельствуют, что многие древние династии «цивилизованных стран» (происхождение которых не подкрасили придворные историки) происходили из степей. Обратите внимание: и гортинские законы, и Рим называли элиту «всадниками», даже в Спарте, где не было возможности содержать боевых коней и цари воевали пешими, знать по старинке именовалась «всадниками»… И так везде – от Японии (kishu/kizoki) до Германии (райтер/рейтар), Англии (кавалер), и Франции (шевалье)...
Учет этого обстоятельства позволяет выделить другой аспект влияния: государственные своды законов разрабатывались потомками пришельцев, следовательно, «варварская юриспруденция» оказывала многостороннее влияние на разработку законов государств античного времени.
    Тесное взаимовлияние кочевого и оседлого обществ обеспечивалось и экономическими предпосылками. Дело в том, что «извечное противостояние» кочевников и земледельцев не было антагонистическим.
    Оказывается, специалисты, исследовавшие кочевое скотоводство, давно вывели положение о хозяйственной взаимозависимости животноводов и земледельцев. Причем первые в большей степени зависели от вторых. В мире не было зафиксировано ни одного
скотоводческого общества (ни на одном уровне), не связанного с земледельцами...
     Также следует изначально учитывать, что нормы права вырастают из норм морали, проходя в своем развитии последовательно этапы обычного права (адат), религиозного права (шариат) сводясь со временем к нормам т.н. «государственного права». Примерно в таком направлении развивалось законодательство на территории всего Евразийского государства.
     Таким образом, оценивая сведения исторических источников об архаичных нормах права на территории РФ (СНГ), мы должны учитывать, что наиболее архаичными будут сведения об обычном и религиозном праве, которые изначально переплетались и детерминировались житейской целесообразностью и доминирующей религиозной концепцией. Интересно, что некоторые «языческие» обычаи и традиции, отмеченные в античное время, продолжали существовать спустя тысячелетия. Некоторые продолжают существовать и поныне...
Уже со второго века н.э. во время расширения господства сарматов в письменных источниках начинают упоминаться булгары, гунны, савары/сабары. Они оставили значительный след в развитии политических структур и законодательства «развитых стран».
     Кроме отдаленного идеала справедливого общества для стран античного времени, эти объединения являлись реальной и постоянной внешней угрозой для южных цивилизаций, тем самым заставляя их постоянно уделять внимание совершенствованию законодательства с целью сохранения внутреннего равновесия в государстве и обществе, поддержания уровня благосостояния своих граждан и наращивания оборонного потенциала. Этот «дамоклов меч» военной угрозы и есть тот незримый аспект, заставлявший мелкие страны Европы искать оптимального соотношения интересов разных классов и групп внутри своих обществ. При ослаблении южных государств и нарастании социальных противоречий они становились добычей «северных варваров».
     Схожий механизм мы видим в ХХ веке, когда одно наличие СССР заставляло империалистов идти на немыслимые ранее уступки собственным рабочим.
     Второй век замечателен, в частности, расцветом т.н. интереснейшей «Черняховской» археологической культуры, которая располагалась на территории современной Украины и до сих пор трактуется учеными, исходя из политической конъюнктуры («готы», славяне» и др.).      Историкам известно, что это было время распространения влияния сарматов, которые позже влились в булгарский этнос и государственность. Высокая материальная культура «черняховцев» интересна наличием некоторых признаков, характерных для римской провинции, следами сосуществования разных субкультур (народов?) и большими благоустроенными поселениями без защитных стен. А как же «дикие кочевники»?
     Примерно в это время значительные массы германцев начинают движение на Запад.
В их числе были и предки шведов. Их древние легенды, записанные в 13 в. Снорри Стурлусоном, сохранили сведения о своей прошлой родине и, в частности, о законах: в «Младшей Эдде» уточняется, что Один вывел свой народ «из страны турков», основал древнюю столицу шведов – Сигтуну и установил законы, «к каким были привычны турки».
Начиная с IV в. господствующей силой в Европе становятся гунны и высшим уровнем источником права становятся приказы Атиллы. Ими не только определяется величина выплат с Рима и Византии, но и утверждаются правители народов и стран. Скандинавские саги, сохранили ряд сведений об указах каганов, в частности, предание о том как Атли (Атилла) направил к одному из народов собаку в качестве короля и те вынуждены были принять ее...
Судя по описаниям и захоронениям, народы имели разный статус и права в империи гуннов.        Кстати, Приск уверенно пишет о «законах скифских», отмечая некоторые их преимущества...
     Примерно в то же время процесс внедрения христианства начался у болгар. Так, известно, что кан Органа имел статус патриция, а на некоторых изделиях кана Кубрата был замечен крест (Некоторые исследователи заметили, что появление креста в качестве символа христианской веры примерно совпадает со временем владычества гуннов. Сам крест в качестве символа четырехсторонней вселенной и магического знака существовал за тысячелетия до того, как оформилось римское христианство).
     Устойчивость кочевых обществ обеспечивалась, в значительной степени, обычаям и традициям, исполнение норм которых контролировалось рядовыми членами и регулировалось жрецами и вождями. Мы можем только предполагать, что уже в период раннего средневековья существовало письменное законодательство, использующее достижения Китая, Согда, Рима. Но главным источником права у тюрков становилась воля «царя царей» - кагана, находившая выражение в форме указов-ярлыков.
     В ходе анализа проблемы письменных законов нами была разгадана одна из древних технологических тайн, прямо связанная с проблемой распространения и тиражирования законов.
     Мы обратили внимание на то, что руны на стелах с требованиями тюркских каганов обычно вырезались на гладкой стороне камней. Так же, как и законы Хаммурапи.
     Исследователи заметили, что знаки порой размещались зеркально, а строки могли идти как с правой стороны, так и с левой...
     Это небольшое отступление мы сделали для того, чтобы обратить особое внимание на законы булгарского кана Аспаруха (который, кстати, в наиболее древних русских сказках А. Левшина назван основателем династии русских князей). Согласно этим сказаниям,
записанным А. Левшиным в XVIII в., его законы были начертаны на золотых досках.
      Это упоминание можно считать не только старейшим отечественным cвидетельством в пользу древней системы законодательства, но и косвенным указанием на их печатное тиражирование и распространение на огромных территориях Великой Булгарии...
     В то же время продолжала существовать и кочевая часть болгаро/булгарских государств, из которой и формировалась военная конная элита. В этой среде продолжало существовать обычное право, которое, судя по источникам, незначительно менялось на протяжении веков.
     Вероятно, в этих «степных» империях (так же, как и в ранней римской империи) одновременно существовали разные системы законов для разных групп народов, входящих в состав этих держав. Так, на их территории развивались земледельцы-славяне, и греки-понтийцы, судьба которых полностью зависела от воли правителя очередной степной империи...
     На первых страницах русских летописей указано принятие христианства болгарами и перевод греческих книг на славянский язык.
      Примерно с этого времени можно говорить о системном проникновении христианских норм церковного права в быт славянских народов и племен...
     Право на территории Евразийской державы в своем развитии испытывало влияние не только различных правящих династий, но и других стран. Все эти прошлые династии оставили свои слова в российском юридическом лексиконе. От периода господства феодальных степных империй до наших дней литературный русский язык сохранил ряд терминов юридической сферы: вира, закон, тамга, улика, нишан (мишень), ярлык, тюрьма… Если учитывать просторечия, диалекты и ныне утраченные термины, то этот ряд можно увеличить многократно...
     Таким образом, оценивая сведения исторических источников об архаичных нормах права на территории РФ (СНГ), мы должны учитывать, что наиболее архаичными будут сведения об обычном и религиозном праве, которые изначально переплетались и детерминировались житейской целесообразностью и доминирующей религиозной концепцией.

ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий