1-я часть
Журнал «Разведчик» № 472
1899 год
В. И. Б.
Пластуны на персидско-турецкой границе
2-й Кубанский пластунский батальон, оставленный в Закавказье после русско-турецкой войны 1877-1878 годов, для охраны нашей границы с Персией и Турцией, вместе с другими частями войск, преимущественно казачьих, находился до 1896 года в Елисаветпольской губернии и до сформирования пограничной стражи, образуя на Ванкской кордонной линии от реки Акяры до города Ардубата две дистанции (4 и 5) с постами Батразским и Алдаринским, более 15 лет нес кордонную службу в непрерывной и упорной борьбе с контрабандистами и партиями разбойников.
Весною 1896 года батальон был перемещен в Эриванскую губернию с назначением штаб-квартиры в селении Игдыре, расположенном у подошвы северо-западного склона Большого Арарата и Чингильских высот.
1896 год прошел спокойно: батальон до июня месяца, по случаю большого разлития реки Аракса, а существующего ныне прекрасного железного моста тогда еще не было, задержался в городе Еривани, и затем штаб и две сотни (1-я и 2-я) переправились через Аракс на паромах и заняли селение Игдыр, одна сотня (3-я) была командирована в Нахичеванский уезд и одна сотня (4-я) оставлена в городе Еривани.
В 1897 году, из лагеря под селением Игдыром 4-я сотня была командирована 10 июня на усиление пограничной стражи для охраны государственной границы в пределах Ериванской губернии от прорывов разбойничьих шаек и 13 числа расположилась лагерем в Сардар-Булахе (седловина между Большим и Малым Араратами на высоте 7514 футов), где 15 июня, при обходе границы от Малого Арарата по направлению к посту Бурулану, по реке Карасу (приток Аракса) отбила 340 голов персидской баранты (стадо овец и коз), а 16 июня совместно с пограничной стражей имела горячую перестрелку с персидскими кочевниками-курдами, произвольно перешедшими границу и занявшими нашу территорию. Перестрелкою этою разбойники были обращены в бегство, территория наша очищена и спокойствие надолго обеспечено.
С прибытием 24 июня в Сардар-Булах остальных трех сотен и штаба батальона установилась правильная, но однообразная, кордонная служба с ежедневной высылкою суточных секретов и периодическими обходами границы вплоть до конца сентября месяца, когда в горах выпадает уже снег и все кочевники спускаются в долины. Единственным развлечением служили частые восхождения, иногда с музыкой, на Малый Арарат, который 30 августа (Войсковой праздник), был иллюминирован кострами и колоссальным огненным вензелем государя императора, видневшимися в Еривани, и одно на Большой, а затем — приезд иностранных геологов, бывших на Петербургском съезде.
В ночь с 15 на 16 августа к верхнему пикету у турецкой границы (под снеговой линией Большого Арарата) незаметно приблизилось несколько злоумышленников, которые на оклик часового произвели по пикету залп, причем на голове у казака у казака Матвея Кофанова прострелили папаху и последняя, благодаря близком расстоянию, затлелась. Пластуны ответили огнем же, но за темнотою ночи стрельба и преследование хищников не имели успеха.
Для поимки этих разбойников и усиления кордона на турецкой границы к Большому Арарату был выдвинут отряд в составе 40 пластунов под командою подхорунжего, ныне хорунжего, Золотаревского.
Последний, двинувшись 16 числа в указанном направлении и засветло сориентировавшись на незнакомой местности, на другой день утром открыл столь незаметно и быстро движение летучими дозорами, что один из них, под командою приказного 4-й сотни Дмитрия Резанова, вскоре наткнулся на двух разбойников, которые из-под громадных камней открыли частую и упорную стрельбу, прострелили у Резанова черкеску и откололи незначительную част цевья ложи. Все это заставило казаков 4-й сотни: Максима Кобызева, Андрея Комаревцева, Сергея Федчикова и 1-й сотни — Ивана Копейкина еще теснее обложить атакованных ими разбойников. Затем, одним из выстрелов (Резанова или Комаревцева — выстрелили одновременно), один разбойник был убит, а другой схвачен живым после того, как из имевшихся у него 40 патронов им было выпущено в упор в казаков 36 патронов. Убитый и задержанный разбойники вместе с винтовками (обе — 4,2 лин. берданки казачьего образца) были переданы в распоряжение местной полиции; последняя препроводила задержанного в Игдырскую тюрьму, откуда он вскоре бежал и скрылся за границею.
Приказный Резанов и казаки Комаревцев и Копейкин, 11 февраля 1898 года, всемилостивейше награждены серебряными медалями, а казаки Кобызев и Федчиков произведены в приказные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий