воскресенье, 11 апреля 2021 г.

 

 Буданов И.П.

 

Дон и Москва

 

Книга 1


Что между «Доном», понимаемым как государственная органи­зация, и «Войском Донским» было различие, это можно видеть как из грамот Московского царя, так и из отписок самих Донских казаков.

Но прежде всего надо сказать, что само слово «войско» сами
казаки понимали в двух смыслах: в прямом — в значении армии, вооруженной силы, и в смысле «Войска», как государственной организации, добавляя слово «Донское».

Первое (войско, армия) разделялось по роду их службы у себя на Дону: было «войска куренная» — это штаб, было «войска морская»: «и что нам войска морская про Турецкого или про Крымского царя нам, войску куренному, подлинных вестей скажут». «Да земляне русские двое к войску морскому прибежали бегом».

«Войска морская» называлось войско, уходившее в морские походы на более крупных судах, а «войска судовая» это была скорее пехота («морская пехота»), перевозившаяся на мелких судах в недалекие походы.

Эту разницу между «войском» в узком смысле и «Войском» в смысле государственной организации можно видеть и из грамоты правительства Великого Войска Донского, посланной им в 1638 г. в верхние городки: «Едтя в Озов к войску днем и ночью».

Здесь «войско» разумеется в его прямом смысле, в смысле вооруженной армии, находящейся во взятом городе Азове.

Дальше в этой-же грамоте выражается угроза ослушникам: «А которые атаманы и молодцы верховые к войску в Озов на помочь не поедут и тем атаманом и молотцом в Войску и суда не будет».

«К войску» — смысл к армии, «в Войску» — смысл территориальный, т. е. на всем пространстве казачьего присуду, где-бы ослушник ни оказался, он будет наказан.

Из этих выражений «к войску» и «в Войску» непосредственно видно, что сами казаки придавали им разный смысл.

Само же населения Дона делилось на войско в узком смысле этого слова, на городки и на юрты, ибо казаки жили в «войске», затем по городкам, по речкам и по юртам; для службы же или на войну они охотою собирались из разных городков, юртов и речек и шли отдельными группами во главе с атаманами и есаулами. По окончании же службы или войны, они возвращались в тем места, «где хто преж сего жил».

Со временем название «Войско Донское» заслонило собою название «Дон».

Титул «Великое» прилагалось тогда, когда хотели обозначить государственную организацию «и всему Великому Войску Донскому»; но когда «войско» — армия находилась в полном составе, и из Верховых, из Низовых, то такое войско сами Казаки называли «большим»; так его и обозначил Михаил Татарин, когда он объяснил в Москве, что во время казни посла Турецкого султана Кантакузена он был под Азовом: «А как-де Турского посла убили, и он, Михайло (Татарин), з Донскими казаками и со всем большим войском в те поры стояли под Азовом».

В русской исторической литературе установилось деление казаков на вольных и на служилых.

Под «служилыми» разумеют казаков, живших в пределах Московского государства и находившихся у Московского государя на службе, «вольными» же считают тех казаков, которые находились вне пределов этого государства, хотя и они тоже служили Московскому царю, добровольно собираясь в группы из разных городков.

Такое деление не совсем точно.

«Вольные» казаки были и в пределах Московского государства; это бы те казаки, которые проживали там, но не находились на службе у Московского государя, так-же как были там и другие то же «вольные» люди, так же не находившиеся ни на службе, ни на пашне, ни в тягле.

Чтобы лучше выяснить разницу между этими двумя обозначениями, надо противопоставить понятия им противоположные: вольный противоставлялся закрепощенному, тяглому, гулящий же противопоставлялся той части вольных, которые в данный момент не работали, не служили; но вольный мог быть и работающим и служащим (по соглашению и на срок) и, след., в этот момент он, вольный, не будет «гулящим».

Эти люди были вольными, но в данный момент неработающими, почему они и называют себя гулящими; а как люди вольные, то они могли свободно располагать собою — записаться «в казаки», на пашню и т. д., о чем они и просят Московского государя.

Казаки в пределах Московского государства были вольные и служилые, а эти последние были городовые, охочие, жилые, верстаные, неверстаные, кормовые, сторожевые, полковые, белопоместные, поместные, беспоместные, жаловальные; эти названия определялись или родом их службы или способом оплаты ее.

Сама платная служба у Московского государя называлась «верстаные», как для казаков, так и других лиц.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий