суббота, 10 апреля 2021 г.

 

Журнал «Разведчик»

262

17 октября 1895 года


Верещагин А.В.


Константинополь


(Очерки «У болгар и за границей», «Дома и на войне»)


В этот приезд я не останавливался в Константинополе, а прямо направился пешком к вокзалу, чтобы поскорее уехать в Сан-Стефано. Меня очень интересовало узнать, какая там произошла перемена со времени отъезда в Россию главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича.

После его императорского высочества вступил в командование войсками генерал Тотлебен.

Но не надо было ехать в Сан-Стефано, чтобы убедиться, что наш престиж в глазах турок, за эти два месяца, шибко пошатнулся. Это я заметил сразу, как только поднялся на набережную.

Иду знакомой дорогой на вокзал. Сзади здоровенный турок тащит на голове мой небольшой саквояж. Иду довольно скоро. Я одет по форме. Черная черкеска перепоясана ремнем при кинжале; через плечо шашка, на голове папаха с синим верхом. Ну, не странно ли, всего каких-нибудь два месяца тому назад, когда, гуляя по Константинополю с товарищами,

мне случалось проходить здесь, жители моментально давали дорогу, да еще и с поклонами, а теперь, замечаю, это время, по-видимому, кануло в вечность. Турки уже смотрели на мою форму только из пустого любопытства и довольно нахально указывали пальцами, приговаривая: «Русс! Русс! Черкес-капитане!»

Вот, на самой дороге, молодой турок преспокойно растянулся во всю длину, причем его оборванные, холстинные шаровары едва достигали коленей; зеленая куртка расстегнута, красная фреска съехала на самый затылок. Он хорошо видит меня, но как бы нарочно не подбирает своих грязных ног, чтобы заставить обойти, и преспокойно разговаривает о чем-то с товарищами; те сидят около него, в головах, чуть не подбирая коленями подбородки. Я слышу их гортанную болтовню. Вызывающие взоры их устремлены на меня. Широкие выпуклые белки глаз так и бегают из стороны в сторону.

Геть! ору я во все горло и бросаюсь к нахальному турку, судорожно стиснув обеими руками шашку. Толпа кидается в сторону.

Надо отдать справедливость туркам. Характер у них отличный, мирный, спокойный. Вот и в этом случае: вместо того, чтобы окрыситься на меня, они, напротив, самым добродушным образом хохочут, подтрунивая над дерзким товарищем.

Комментариев нет:

Отправить комментарий