четверг, 29 апреля 2021 г.

 

2-я часть

Журнал «Разведчик» 472

1899 год


В. И. Б.


Пластуны на персидско-турецкой границе


В сентябре месяце сотни поочередно спускались с Сардар-Булаха в штаб-квартиру в селение Игдыр, где перевооружались новыми 3-х линейными винтовками, проходили сокращенный курс стрельбы и затем направлялись опять на Сардар-Булах или занимали новые пограничные с Турцией пункты, как, например, Зоры, Каравансарай, Абасгель и другие, для усиления пограничной стражи до ноября месяца — наступления зимы.

В то время, когда пластуны охраняли границу, в тылу их гражданская администрация при помощи земской стражи (наемные вооруженные туземцы — род милиции) вела малоуспешную борьбу с разбойниками на Эриванском и Александропольском трактах.

Происхождение этого вида разбойников (внутренних), по большей части следующее: татарин, мирный до того житель, случайно во время ссоры или намеренно в силу своего особого умозрения, свойственного фанатикам-мусульманам (как, например, обязательность кровомщения), совершает убийство и, не желая подвергнуться заслуженному наказанию, скрывается от полиции и становится беглецом. Администрация разыскивает его, старается схватить и предать в руки правосудия, но он, укрываемый своими родными или соплеменниками, в теплое время года легко ускользает от преследований в горных трущобах или лесах, а к зиме, став раз на нелегальную почву и добыв себе путем нового преступления необходимые материальные средства, эмигрирует уже в роли профессионального разбойника за границу, в Турцию или Персию, где все добытое им на родине быстро расплывается между разными административными агентами, гарантирующими ему безопасность только на время, пока у него есть деньги, и при условии не трогать их сограждан.

Понятно, что живя в таких условиях, он беспрестанно нуждается все в новых и новых средствах, и вот весною десятки таких вынужденных изгнанников собираются в группы, тайно переходят нашу границу, которая от Черного до Каспийского морей тянется на протяжении 1120 верст, и, достигнув покинутых ими пепелищ, укрываемые своими сородичами и усиливаемые беглыми из Сибири, также скрывающимися от властей, производят грабежи и разбои. При этом нельзя не заметить, что разбойники эти почти всегда ограничиваются только ограблением своих жертв, преимущественно пассажиров, и прибегают к оружию в крайних случаях, например, при встрече с вооруженною силою, для самозащиты и прочее.

Прорыв и появление в наших пределах разбойничьих шаек, во главе которых стоят стяжавшие себе печальную известность агалары (помещики): Астап-ага (бывший прапорщик милиции, брат Самат-Аги, прославившегося в войну 1877-1878 годах партизана), братья Мурсакуловы, Гамид и другие, повторяются из года в год.

Для истребления этих шаек и воспрепятствования им заниматься в крае преступным промыслом, на 1898 год были приняты особые меры, состоявшие, между прочим, в назначении от войск округа отдельных команд для содействия гражданским властям Закавказских губерний. Команды эти, по заранее составленной дислокации, в конце апреля и начале мая заняли назначенные им пункты. Пластунскому батальону выпало охранять двумя сотнями (1-я и 3-я) по примеру 1897 года турецко-персидскую границу на Сардар-Булахе, одну сотню (2-ю) командировать в Нахичеванский и Шаруродалагезский уезды для расположения, 6-ю отдельными командами и одну сотню (4-ю) в Эриванский и Новобаязетский уезды, по две команды в каждый.

Одна из команд 4-й сотни прибыла по назначению 30 апреля в селение Арзакенд, Новобаязетского уезда, в 10 верстах от станции Сухой Фонтан, на Делижано-Эриванском почтовом тракте, в составе 1 обер-офицера (командира сотни), 3 урядников (1 фельдфебель), 37 казаков и 2 нестроевых (фельдшер и казенная прислуга).

В татарских селениях Агверан, Бабакиши и Кирашлю еще в 1897 году шайка разбойников формировалась и имела большею частью свое пребывание, но присутствие разбойников, по слухам появившихся уже в наших пределах, не обнаруживалось.

16 мая, в два часа пополудни, лазутчики, организованные Новобаязетскою уездною администрациею из жителей селения Бабакиши, явились в селение Арзакенд и заявили начальнику команды есаулу Бенкевичу, что недалеко за селением Тулюнби, в лесу, уже три дня живут два разбойника-агверанца и что, если теперь же их не захватить, то завтра они намерены, по всем признакам, покинуть свое убежище и перейти дальше, так как доставлявшие им воду и пищу односельчане лазутчиков, приставленные для секретного надзора за разбойниками, получили от последних заказ зарезать и приготовить к вечеру этого же дня целого барашка.

Около половины людей находилась на реке Далляр-Чай, для стирки белья, и потому есаул Бенкевич, собрав наскоро всех оставшихся дома, с командою в составе 23 человек, поспешно выступил по указанному направлению к горе Карниярыху, послав в то же время дать об этом знать полицейскому приставу А. М. Аракелову в селение Нижние-Ахты.

Комментариев нет:

Отправить комментарий