среда, 14 апреля 2021 г.

 

Зеленский Ю.В., Пьянков А.В. 

 

Тмутараканские князья: Исторические портреты

Первое упоминание о Тмутаракани записано в русских летописях под 988 г., когда киевский князь Владимир Святославич отправил княжить в южное владение своего юного сына Мстислава. С этого времени принято считать появление Тмутараканского удела. Однако специалисты имеют разное мнение о том, когда эти земли подпали под власть киевских князей. По одной версии, тмутараканский стол был захвачен еще Святославом во время похода на хазар в 965–966 гг.. По другой – эти земли отошли Киеву во время захвата князем Владимиром Корсуни (средневековый Херсон, современный Севастополь), когда были пожалованы византийцами русскому князю за обязательство оберегать крымские владения империи от набегов кочевников.

Сохранилось немало достоверных сведений о Тмутараканском княжестве. Можно с уверенностью говорить, что территория его включала Керченский полуостров с городом Корчев (греческий Боспор, современная Керчь) и Таманский полуостров, где находилась столица княжества город Тмутаракань (греческая Таматарха, Матраха, современная ст. Тамань). Вероятно, Тмутараканскому княжеству принадлежали и некоторые участки берега Восточного Приазовья, где издавна находились богатые рыбные промыслы.

Население Тмутаракани занималось земледелием и скотоводством, ловило рыбу, которой так богаты воды Азовского и Черного морей и кубанской дельты. В городах процветали ремесла, прежде всего – гончарное производство. Но самым важным занятием жителей княжества, расположенного на пересечении торговых путей, была торговля, которая приносила большие доходы горожанам и государству.

Здесь проживало немало греков, осевших в городах и селениях тюркских кочевников, в том числе хазар, еврейских купцов и ремесленников, а также выходцев с Кавказа, зихов, алан и армян. Что касается касогов, то, хотя этот народ в XII в. находился в процессе интеграции с зихами, но, скорее всего, не был собственно кавказским, а происходил из тюркской кочевой среды, поселившейся в VIII в. на юго-западной границе Хазарского государства в качестве вассала могучего в прошлом каганата. В период русского господства появился заметный славянский слой, состоявший прежде всего из княжеских людей, дружинников, купцов, ремесленников и священнослужителей.

Тмутаракань являлась местопребыванием главы Зихской епархии, подчинявшейся непосредственно Константинопольскому патриарху.

Ранняя история русской церкви тесно связана с Тмутараканью. Здесь была построена князем Мстиславом церковь во имя Пресвятой Богородицы, в благодарность за дарованную девой Марией победу над касожским князем Редедей. Вблизи города монах Никон, известный нам как один из первых русских летописцев и сподвижник святого Феодосия Печерского, основал русский монастырь и построил церковь. Влияние Никона на духовную и культурную жизнь Киевской Руси трудно переоценить. Никон подолгу жил в Тмутаракани и Тмутараканские князья иногда выполнял дипломатические поручения горожан. Вероятно, именно здесь он приступил к созданию нового летописного свода, который закончил уже в Киеве.

По летописной традиции князь Мстислав, сын Великого князя Владимира, был отправлен княжить в Тмутаракань в 988 г. В это время Мстислав был еще ребенком. Его матерью называют «чехиню». Он прибыл в Тмутаракань вместе с дружиной и людьми Владимира. По другой версии распределение столов состоялось лишь в 1010 г., а до этого в Тмутаракани правил другой сын Владимира – Святослав. Так или иначе, к 1022 г. Мстислав повзрослел и приобрел черты незаурядного человека, отличался энергией и умом. Летописец так описывает князя: «муж крупный телом, с черными волосами и смуглым лицом, имел крупные глаза с высокими бровями; отличался храбростью, умел быть милостивым к своим слугам и щедрым».

После победы, по обету, князь построил в Тмутаракани храм во имя Пресвятой Богородицы. Это одна из первых каменных древнерусских церквей.

Предание стало известно не только летописцам и современникам, но его помнили и через 150 лет. Сюжет отражен в замечательном древнерусском произведении «Слово о полку Игореве», где упоминается князь Мстислав, который «зарезал Редедю пред полками касожскими».

Укрепив свое владение победой над касогами, уже в 1023 году Мстислав Владимирович вступил в борьбу за великокняжеский престол со своим братом Ярославом. Киевляне не пустили Мстислава в город, и он обосновался в Чернигове. В 1024 году состоялась битва у Листвена. Войско Мстислава состояло из хазар, касогов, пополнивших его после гибели Редеди, и воинов Черниговской земли, поддержавших князя. Именно черниговцы выдержали удар варяжской дружины Ярослава, во главе которой был некий варяг Якун. Исход сражения был решен в результате удара дружины Мстислава. Князь очень ценил свою тмутараканскую дружину.

Для укрепления тмутараканских владений, он в 1022 г. отправился походом на касогов, живших по соседству.

Но Киев Мстиславу занять не удалось. Через два года Ярослав и Мстислав пришли к соглашению: Киев остался за Ярославом, Мстислав «сел» в Чернигове, сохранив в своем владении и Тмутаракань.

Между братьями не было вражды. Они вместе отбили Тмутаракань у касогов и алан. Вместе совершили поход против поляков, во время которого были отвоеваны так называемые Червенские города.

В целом князь Мстислав проявил себя как умелый политик, способный находить компромиссы, как доблестный и храбрый воин, и талантливый полководец. О других сторонах его личности нам мало известно. Он имел сына, который умер рано, и дочь, выданную им за одного из сыновей Редеди. Потомки этого союза не сохранили княжеского титула, но многие родовитые бояре Московского государства вели от редедевичей свое происхождение.

Ссылка на источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий