среда, 8 мая 2019 г.

1-я часть
Доде З.В.
Средневековый костюм народов Северного Кавказа
Москва, 2001

Рукава длиннее пальцев. Мягкая кожаная обувь без подметок и каблуков. Не знали еще правой и левой модели обуви. Кожаный пояс. Кафтан запахивался влево. Войлок во внутреннем слое. Шелк по краям одежды и шапок. Короткие широкие штаны-шаровары, войлочные ноговицы, кожаные носки, чулки кроеные из холста. Штаны не продевались ремешком, а крепились стягивающим шнуром. Чулки крепили шнурами на поясе или холстяными завязками на ноге. Шапки с круглым верхом, меховой оторочкой и нижним ремешком на пуговице. Конические островерхие шапки с широкой полосой до плеч. Основная шапка — башлыкообразная. На поясе узлы из кожаных шнуров — оберег. В IV-IХвв., когда происходили непрерывные передвижения многочисленных племен и военные походы, возникали различные союзы, появилась объективная необходимость неязыкового средства опознавания, которое передавало бы максимум сведений минимальным количеством сигналов. Таковым опознавательным средством в раннем средневековье стал пояс с металлическим набором. Пояс передавали наследнику или при вступлении на должность, то есть как удостоверение. Очевидно, что поясной набор не должен был надевать никто другой, кроме владельца. Самый простой вариант обуви был из целого куска кожи с травой-стелькой. Верх обуви обшивали шелковой тканью. Приталенно-расклешенный кафтан, остроконечные шапки и мягкие высокие сапоги составляют основной набор предметов мужского костюма. Жительницы Северного Кавказа в раннем средневековье носили платья туникообразного покроя с перегибом по плечам. Рукав повторял конструкцию рукава мужского кафтана и пришивался под прямым углом к стану. В некоторых случаях в качестве декора горловины использовали металлические бляшки. Застегивалось платье на левом плече. Пуговица располагалась сверху, а петля — снизу. В районе плеч, у горловины пришивали петли, в которых закрепляли концы ожерелий. Запазушный карман аланского женского платья VII-Х вв. был типичным элементом. Его пришивали даже на платьица кукол. Платья женщин всех возрастов, в том числе детские и кукольные, шили по одной схеме. Холщовые женские платья, как и мужские кафтаны, украшали шелком по вороту, низу рукавов, подолу и боковым разрезам. Но шелковый декор женской и детской одежды был несравненно богаче. Ее украшали разного рода нашивки на плечах, рукавах или подоле. Женские шубы имели тот же покрой, что и платья. Они были не распашными, а с осевым разрезом впереди. Шубы подбивали овчиной, козьим мехом или пушниной и крыли холстом, а иногда шелком.
Женщины носили такие же короткие штаны и холщовые чулки, как и мужчины. Кожу обуви красили в красный цвет. Мужчины и женщины перчатки носили кожаные и холщовые перчатки. Их тоже украшали шелком. До рождения ребенка женщины могли ходить с открытыми волосами, матери должны были скрывать свои волосы, носили большие платки вокруг шапок. Заплетали косички. Дети носили округлые и конические шапочки, с кожаными накладками-рисунками. Нитки часто использовали шелковые. Для окрашивания готовой ткани использовали корни марены, в которых содержится основное красящее вещество — гликозид ализарин. Цвет окрашенной ткани может быть ярко-красным, желтовато-красным, коричневым, желтым. Растение окрашивает шелк и хлопок, при этом чистота оттенка сохраняется в течение многих лет. Шубы носили не распашные, а одевали через продольный вырез, как мы свитера. Мех из разного по цвету меха животных семейства куньих (колонок, куница и норка). В убранстве своего костюма женщины использовали большое количество украшений, амулетов и аксессуаров. Для древности пограничная связь между украшениями и амулетами очень тонка. Часто любой элемент украшения был одновременно амулетом или талисманом. Сугубо женскими считались талисманы из костей зайца и лисы (связаны с женской магией плодородия). Кости зайца, прикрепленные к поясу, использовались для привлечения «фарна», обозначавшего в иранской традиции удачу. Символ лисы — покровительница женщин. Медвежьи когти, зубы и шерсть народы Северного Кавказа использовали как обереги, призванные оградить владельца от дурного глаза и злых духов. Специфически женскими амулетами, связанными с растительной магией, являлись орехи. На Кавказе народные поверья наделяли ореховое дерево особыми магическими свойствами. Ему приписывали способность избавлять от недугов, женского бесплодия, детских болезней и т.п. В более позднее время лесные орехи заключались в серебряные оправы и использовались в качестве подвесок, которые несомненно выполняли функции оберега. Зафиксированы обереги, нашитые на одежду или закрепленные в специальных мешочках на поясе у мужчин или на левом плече платья у женщин. Они представляли собой палочки орешника или таволги. Характерным украшением женского платья народов Северного Кавказа в раннем средневековье были бусы, хотя в этнографическом костюме они практически отсутствуют. Центры изготовления этих бусин находились в Египте, Сирии и Палестине. Таких бус на Северном Кавказе найдено значительно больше, чем в центрах их производства. Бусины с глазками использовались, очевидно, как обереги от «дурного глаза». Ожерелья наряду с глазчатыми бусинами из желтого и синего стекла включали зуб оленя, косточку персика, плод водяного ореха, камешек с отверстием в центре, амулет-печать из рога серны с солярным изображением, бляшки из раковин. Все составляющие были соединены кожаным шнуром с помощью особой системы узлов. Камешек с естественным отверстием в центре, вероятно, связывался с небесными силами. Амулет из рога серны имел выраженное солярное значение.

===============
2-я часть
Доде З.В.
Средневековый костюм народов Северного Кавказа
Москва, 2001
Свое космическое происхождение народы Кавказа ведут от Солнца и, как дети Солнца, любят буйную радость жизни, пиры, песни, игры и пляски. Этот факт указывает на иранские корни происхождения кавказских мифов: о героях персидского эпоса говорится, что они любят бой и пир. В русле лечебной магии осмысливались раковины моллюска. Плод и само персиковое дерево были наделены очистительными функциями, помогавшими избавиться от злых духов и болезней. В убранство женского костюма входили браслеты, перстни и серьги. Браслеты и перстни выполняли не только декоративную функцию. Круг вообще считался оковами для духов, руки женщины, на которых не было хотя бы одного кольца, считались ритуально нечистыми. В VII-VIII вв. распространены серьги в виде пирамидок, сплошь покрытых зернью, а также с подвесками из полых шариков. Бронзовые литые пуговицы и петельки к ним. Вышивка рубах в виде растительно-геометрического орнамента выполнена красными нитями. К горловине прикреплена веревочка из аналогичных нитей, выполненная путем S-образной крутки. Мех околыша шапки подбирали двух цветов — темного и светлого. Использовали румяна из охры, волосы красили хной, мужчины красили бороды. В каштановый цвет волосы окрашивали с помощью древесных опилок и листьев самшита. Если приготовить краску из цветов недотроги, то цвет волос получится красным. Умывались отварами особых трав. Верхушки стеблей манжетки придают увядающей коже блеск и свежесть. Лицо будет свежим и румяным, если использовать молодило. Защищает от загара, сохраняя кожу чистой и белой, водный настой корневищ купены. Большое количество растений могло быть использовано в качестве румян. Это вербейник, синяк или румянка, красный сок мари, корни молодых растений воробейника, собранного ранней весной, и др. Интересно растение бедренец, сок которого вызывает покраснение щек. Показателем, выделявшим вождя из рядовых общинников, видимо, был не покрой головного убора, а качество его материала и наличие навершия. Вождя выделяло длинное позолоченное навершие шлема и топорик в руках. Бурка и большая шапка были непременными атрибутами костюма путника на Кавказе, заменяли путешественнику кров и постель. Чалмообразный головной убор соответствует статусу замужней женщины. Материал для одежды выращивали: лен, конопля, шерсть. Простой народ поверх рубах носил овечьи шкуры.
Однако наличие в карачаевском языке термина «кетэн», обозначающего льняную или конопляную ткань, говорит в пользу того, что подобные ткани все же были в обиходе. Народы, проживающие в западной части Малой Азии, словом «кетэн» называют лен. В средневековом Кавказе массово выращивали лен. Принимая во внимание тот факт, что одежду носили очень долго, прочность тканей, из которых ее шили, имела большое значение. Показатель северокавказского производства — правосторонняя крутка нитей. Красным пигментом на холст с помощью штампа нанесен геометрический рисунок в виде елочек. Производство пряжи и холста исторически всегда было делом рук самих земледельцев. Частые находки деталей ткацких станков и пряслиц в женских захоронениях свидетельствуют о том, что прядение и ткачество повсеместно являлись домашними ремеслами. Очевидно, и выращивание растений, из которых получали волокна, было женским занятием.

Комментариев нет:

Отправить комментарий