Касожские новости-7
Маркер эпохи — гнездовая застройка жилья. То есть поселения располагались не улицами, а кругами вокруг ставки вождя или главы рода.
Жили в круглых полуземлянках, углубленных на 0,5-1 м, площадью меньше 16 м, обмазанных глиной, угловые деревянные столбы. Открытый очаг с 4 кольями, обмазан глиной. Очаг мог быть в центре и в углу хаты. Место у очага считалось самое престижное в помещении. На очаге висел на цепи казан с внутренними ушками. Деревянная входная дверь на петлях. Длинные входы-сени. Рядом с полуземлянками стояли юртообразные круглые жилища. Юрту собирали из деревянного каркаса и накрывали войлоком, который сами же и изготавливали из шерсти овец. Юрту можно было перевозить с места на место, в разобранном виде, на лошадях или арбах. Любопытно, под юрту тоже углубляли участок, как для полуземлянок. Юрты достались нам от булгар Великой Булгарии Кубрата. Погреба — большие ямы, плетень ямы обмазан глиной и обожжен. В ямах хранили сыпучие продукты, вот где мышам была райская жизнь. Вместо обмазанных глиной ям могли стоять закопанные громадные кувшины. Типоразмеров и стандартов не было, каждое жилье разное по форме и способу возведения. Неустойчивость строительных традиций — короткая этническая история и еще одно доказательство многонациональности наших степняков.
Найдена давильня винограда, то есть народ имел своих виноделов. Про ячменную бузу уже писал. Глинобитные стены. Железные гвозди. Набор каменных литейных форм, свидетельствующих о развитом литейном производстве в Фанагории. В формах отливались серьги, подвески, копоушки, наконечники ременной гарнитуры.
Камка — морская трава, использовавшаяся для устройства крыши. Трава, выбрасываемая морем во время прилива, просушивается солнцем и устилает всю береговую полосу залива. Ее особенность заключается в том, что она практически не гниет.
Еще один маркер — кладка каменных и кирпичных стен «елочкой». В Хазарии только каган имел право строить из кирпича. Тамга кагана на кирпичах являлась знаком их принадлежности. Даже кирпичи касогов отличались от наших. Имели квадратный вид, 25Х25Х5 см или 27Х27Х7см и клеймились тамгой мастера. Имелась в поселении гончарная и ткацкая мастерские, кузня. Находки стержней рогов со следами обработки подтверждают существование косторезных мастерских.
Степной канон жилища — турлук на каркасе, камышовая или соломенная крыша и открытый очаг. В городках каменные цоколи хат «елочкой» (opus spicatum). Дома, как правило, были двухкамерные, к ним примыкали дворики, огороженные стенами, аналогичными стенам домов. Хазарский слой Таматархи на глубине от 2 до 6 метров, представляете, сколько за 1000 лет нанесло пыли. Одна из стен города проходит сегодня в 120 метрах по дну моря, так много размыто. Цоколи углублены, чтобы сохранять тепло и избегать сквозняков. Земля на такой глубине имеет постоянную температуру около 8 градусов. Мы уже знаем, что смертность наших степняков-касогов в зимний период была в разы больше. Обмазка стен глиной и побелка — кавказская традиция. Маркер — очажные цепи. Слово «хата» древнеиранское, досталось нам в наследство от булгарских степняков. (вставь хижину дяди Тома). Внутри помещения вымазаны глиной, включая пол. Тандыры стояли. Мостовые шириной 3 метра в городках из битой керамики, костей животных и мелкого булыжника. Ручные каменные мельницы. Деревянные сундучки с железными оковками. Встречаются печи из сырцового кирпича и камня. Печи-каменки в полуземлянках и горшки с прахом в некрополях — вклад славян в общий котел появления южнорусского степняка. Иногда, несмотря на присутствие вполне благоустроенной печи, в центре пола помещался, следуя древней кочевой традиции, открытый тарелкообразный очажок, обмазанный глиной — это научный термин, так наши ученые называют тандыр.
Небольшие святилища меньше 10 метров в квадрате с входом со стороны летнего восхода солнца. Стены постройки сложены панцирной кладкой, без фундамента, ориентированы боками строго по сторонам света.. Внутри внешнего квадрата сооружен из двойного ряда блоков еще один квадрат, на дне которого сохранились следы долгого горения. Вероятно, внутри стоял какой-то идол. Вокруг кости животных, остатки жертвоприношений.
При основании нового поселения всегда приносили жертвоприношения. Резали бедных собак и коней в знак покорности своим богам и закапывали на высоком месте в районе построек.
======================================================
Маркер эпохи — гнездовая застройка жилья. То есть поселения располагались не улицами, а кругами вокруг ставки вождя или главы рода.
Жили в круглых полуземлянках, углубленных на 0,5-1 м, площадью меньше 16 м, обмазанных глиной, угловые деревянные столбы. Открытый очаг с 4 кольями, обмазан глиной. Очаг мог быть в центре и в углу хаты. Место у очага считалось самое престижное в помещении. На очаге висел на цепи казан с внутренними ушками. Деревянная входная дверь на петлях. Длинные входы-сени. Рядом с полуземлянками стояли юртообразные круглые жилища. Юрту собирали из деревянного каркаса и накрывали войлоком, который сами же и изготавливали из шерсти овец. Юрту можно было перевозить с места на место, в разобранном виде, на лошадях или арбах. Любопытно, под юрту тоже углубляли участок, как для полуземлянок. Юрты достались нам от булгар Великой Булгарии Кубрата. Погреба — большие ямы, плетень ямы обмазан глиной и обожжен. В ямах хранили сыпучие продукты, вот где мышам была райская жизнь. Вместо обмазанных глиной ям могли стоять закопанные громадные кувшины. Типоразмеров и стандартов не было, каждое жилье разное по форме и способу возведения. Неустойчивость строительных традиций — короткая этническая история и еще одно доказательство многонациональности наших степняков.
Найдена давильня винограда, то есть народ имел своих виноделов. Про ячменную бузу уже писал. Глинобитные стены. Железные гвозди. Набор каменных литейных форм, свидетельствующих о развитом литейном производстве в Фанагории. В формах отливались серьги, подвески, копоушки, наконечники ременной гарнитуры.
Камка — морская трава, использовавшаяся для устройства крыши. Трава, выбрасываемая морем во время прилива, просушивается солнцем и устилает всю береговую полосу залива. Ее особенность заключается в том, что она практически не гниет.
Еще один маркер — кладка каменных и кирпичных стен «елочкой». В Хазарии только каган имел право строить из кирпича. Тамга кагана на кирпичах являлась знаком их принадлежности. Даже кирпичи касогов отличались от наших. Имели квадратный вид, 25Х25Х5 см или 27Х27Х7см и клеймились тамгой мастера. Имелась в поселении гончарная и ткацкая мастерские, кузня. Находки стержней рогов со следами обработки подтверждают существование косторезных мастерских.
Степной канон жилища — турлук на каркасе, камышовая или соломенная крыша и открытый очаг. В городках каменные цоколи хат «елочкой» (opus spicatum). Дома, как правило, были двухкамерные, к ним примыкали дворики, огороженные стенами, аналогичными стенам домов. Хазарский слой Таматархи на глубине от 2 до 6 метров, представляете, сколько за 1000 лет нанесло пыли. Одна из стен города проходит сегодня в 120 метрах по дну моря, так много размыто. Цоколи углублены, чтобы сохранять тепло и избегать сквозняков. Земля на такой глубине имеет постоянную температуру около 8 градусов. Мы уже знаем, что смертность наших степняков-касогов в зимний период была в разы больше. Обмазка стен глиной и побелка — кавказская традиция. Маркер — очажные цепи. Слово «хата» древнеиранское, досталось нам в наследство от булгарских степняков. (вставь хижину дяди Тома). Внутри помещения вымазаны глиной, включая пол. Тандыры стояли. Мостовые шириной 3 метра в городках из битой керамики, костей животных и мелкого булыжника. Ручные каменные мельницы. Деревянные сундучки с железными оковками. Встречаются печи из сырцового кирпича и камня. Печи-каменки в полуземлянках и горшки с прахом в некрополях — вклад славян в общий котел появления южнорусского степняка. Иногда, несмотря на присутствие вполне благоустроенной печи, в центре пола помещался, следуя древней кочевой традиции, открытый тарелкообразный очажок, обмазанный глиной — это научный термин, так наши ученые называют тандыр.
Небольшие святилища меньше 10 метров в квадрате с входом со стороны летнего восхода солнца. Стены постройки сложены панцирной кладкой, без фундамента, ориентированы боками строго по сторонам света.. Внутри внешнего квадрата сооружен из двойного ряда блоков еще один квадрат, на дне которого сохранились следы долгого горения. Вероятно, внутри стоял какой-то идол. Вокруг кости животных, остатки жертвоприношений.
При основании нового поселения всегда приносили жертвоприношения. Резали бедных собак и коней в знак покорности своим богам и закапывали на высоком месте в районе построек.
======================================================
Комментариев нет:
Отправить комментарий