четверг, 9 мая 2019 г.

1-я часть
Флёрова В. Е.
ОБРАЗЫ и СЮЖЕТЫ МИФОЛОГИИ ХАЗАРИИ

Артамонов М.И. называл иудейство всего лишь «религией хазарского правительства». Плетнева С.А. «... хотя феодальная верхушка хазарского общества приняла иудейскую религию, основная масса народа оставалась языческой. Причем язычество было здесь не пережиточным явлением, а... полноправной религией народных масс». Как писал Ибн Хаукаль, «царь и приближенные его — иудеи, а большая часть обычаев их - обычаи язычников». Флёрова сформулировала и свой главный вывод: вплоть до X в. Хазария не была затронута мировыми религиями. В связи с антропоморфными изображениями вновь обратим внимание на отсутствие среди них, по крайней мере реалистических, Тенгри и Умай. И еще одна особенность хазарской графики, также требующая внимания и дальнейших
наблюдений, - отсутствие образов шаманов и «жрецов». Этим графика Хазарии отличается от раннеболгарской на Дунае. Солярные амулеты, посвящены Тенгри-хану. VIII в. расцветает культ божества войны и дружинный культ. Амулеты в виде всадников - мужской дружинный культ гвардии 15%. В остроконечных шапках, она связывает с божеством, относящимся к дружинному культу. Кольцо становится стабильным, почти инвариантным элементом северокавказских амулетов к VIII в. Священное число семь. Максимальное количество солярных амулетов именно с 4 лучами. Квадрат - образ земного дольнего мира, круг — солнца, неба, мира горнего. Существует обоснованная гипотеза о связи круглых символов с женским началом, а квадратных — с мужским. Преобладание, почти на грани размежевания, круглых символов у гончаров и квадратных у строителей — очевидно, и может быть связано с половыми различиями. Гончарным делом на стадии развития ручного круга заняты женщины, а каменотесным делом и изготовлением кирпичей - мужчины. Но амулеты носили тоже женщины, почему. Пять лучей - символ женщины. Семь лучей, листьев, веток, частей - божественная тема. Термин - сармато-алано-болгары. Провинциальный кузнец запросто мог по своему переиначить смысл амулета и наковать конские головы вместо птичьих или перевернуть изображение вверх дном. Маркер -  четкий и долгий изгиб шеи птиц, коней и верблюдов. Композиция была приспособлена к местным верованиям и вместо конских головок или птиц с павлиньим венчиком в ней присутствуют вполне реалистично переданные горбоносые верблюжьи морды с круглыми маленькими ушами и протомы водоплавающих птиц. Птицы на бляшках —
хищные, а на амулетах — водоплавающие. Водоплавающая птица являлась символом власти над земным миром, тогда как хищная птица неизменно ассоциировалась с высшим миром. То сеть орел над нартом в эпосе обозначал божье покровительство. По древней Кубани паслись тысячи верблюдов. Даже приданное хазарской царевны составляло 10 тыс. верблюдов. Двузубцы и трезубцы ведут свое происхождение из Сасанидского Ирана и означают божественное происхождение власти. Варианты рисунка трезуба означают отличия наследника от основателя или родственников. Сопоставление источников по хазарской символике заставляет ставить тот же вопрос и для нашего материала: насколько жива и понятна была связь между схематичными дву- и трезубыми знаками и образом мирового древа или божества с предстоящими? Тема двузубца и трезубца отражена еще в двух категориях бытовавших в Хазарии украшений: так называемые «рогатые» пряжки и «лунницы», оба варианта, вверх и вниз рогами, несли божественную символику. Изображения коней без всадника, как оседланных, так и без седла, отмечались практически всеми исследователями, обращавшимися к хазарскому рисунку, как его наиболее характерная черта. Кони обязательно в движении, а не стоящие. Такие выделенные признаки, как поджарый корпус, вытянутые передние ноги и подогнутые задние, опущенная вниз голова на «лебединой» шее. На Северном Кавказе таких амулетов собрано не менее 20. При этом образ всадника являлся распространенным сюжетом в искусстве Хазарии. В результате своего исследования Л. Дончева-Петкова пришла к выводу, что в раннее средневековье сохраняется восточная традиция трактовки образа грифона как доброго, служащего человеку и покровительствующего ему существа. Образ грифона в сознании аборигена южнорусской
степи середины X в. как гаранта правильной смены вегетационного цикла. Набор амулетов собирался с конкретными целями. Парные символы - удвоение жалаемого. Самые важные амулеты - солярная символика. В скрытой от посторонних глаз коробочке или трубке носили какого-нибудь божка. Даже открывать такую коробочку можно было раз в год и попросить что-то у божка. Открыто носили амулеты маркировки статуса и устрашения. Амулеты пожеланий и защиты прятали от глаз. На посуде и кирпичах не принято было рисовать растительный узор и объекты нижнего мира.

2-я часть
Флёрова В. Е.
ОБРАЗЫ и СЮЖЕТЫ МИФОЛОГИИ ХАЗАРИИ

Кони и вообще все животные амулетов повернуты голово вправо. Всадники амулетов смотрят в обе стороны, а грифон всегда влево. Конь как символ солнца и дня. Если несколько животных изображено, возможно, это смена времени суток или времен года. Перед нами уже знакомое деление на весну — лето и осень - зиму, что для суточного цикла равнозначно дню и ночи. Верблюд как символ ночи и смерти. Герой и медведь - это весеннее рвноденствие, а противолежащая пара «лучник — тигр» символизирует осеннее равноденствие. Олень и олениха, — на поверхности, покрытой растительностью, травой, что должно символизировать весну и лето. На противоположной стороне, обозначенной козлом, - голая земля, усеянная валунами, зима. Трилистники дерева жизни всегда обвивают персонажей и защищают их. Главное в нем — годовой цикл с вечной борьбой земного и хтонического, зимы и лета, темного и светлого, дня и ночи. В центре этого непрекращающегося движения — Мировое древо и солнце. Проникновение в главный общестепной сюжет местных особенностей, то есть появление, как мы говорим теперь, «национальной окраски».Та же функция периодического возрождения из состояния побеждавших к концу временного цикла хаоса и смерти, видимо, была заключена в обряде ежедневного возжигания огня двумя правителями Хазарии, имитирующим рождение или освобождение солнца. Позже всех появляются в северокавказских материалах амулеты в виде всадников. Более многочисленны амулеты первого типа: всадник, едущий вправо. Фигуры животных, повернутые влево как дань памяти предкам. На отдаленных друг от друга памятниках обширной территории Каганата бытовали одни и те же типы амулетов и очень близкие по типологическому набору и сюжетам рисунки и знаки. И эта система довольно существенно отличалась от принятых в Алании или Волжской Болгарии. Смысловое содержание сюжетов, композиционные особенности, набор маркирующих символов объединяют единством в выраженных в них мифологем сосуды сасанидского стиля, которыми пользовалась знать, более скромные произведения литейщиков, приобретаемые рядовым населением, и графические рисунки и знаки. Те мифологемы, которые можно назвать ведущими для образного строя салтовских амулетов и графики, не были чем-то исключительным.
Но яркость проявления древнейших представлений в культуре Хазарии иногда поразительна: четырехчастность пространства—времени, образ солнца как летящей по небу птицы и бегущего коня, биполярное движение солнечной ладьи, чаши с космической влагой, момент рождения солнца Богиней, путешествие его по ночному миру под охраной грифона, битва весеннего героя с зимним за освобождение солнца и вод. Каждой сфере жизни был присущ свой излюбленный круг образов и знаков. Гончарные клейма тяготеют к солярному культу; металлические амулеты — к солярному культу и связанной с ним идее плодородия; граффити на стенах Маяцкого городища, на костяных реликвариях и на астрагалах — к мистерии общения с предками; сакральные знаки, оставленные строителями, — к идее упорядоченного мироздания; торевтика раскрывает мифы, лежащие в основе календарных пиршественных обрядов. Очень четко сформулирована идея об округлой природной и четырехугольной человеческой вселенной. Основным маркирующим признаком для горизонтальной схемы
мирового древа должно быть наличие центра . Выделение центра могло достигаться нанесением осей симметрии, которые одновременно
или ограничивали сектора сторон света, или указывали на них. Вавилоны как трехчастность мира и четыре стороны света. Вавилоны отражали идеи того времени о гармонии. Существует более специфичный для VIII - IX вв. и с менее широким ареалом образ, соотносимый с представлением о вселенной, имеющимся в мифологических текстах. Это так называемые «самоварчики», тип амулета, известный, на памятниках как лесостепного аланского , так и степного болгарского варианта салтово-маяцкой культуры. В целом структура композиции наводит на мысль, что подданные Хазарского каганата считали равномерное движение солнца по небу основой обеспечения мирового порядка. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий