Касожские новости-10
Женское платье, как и платье девочек, являлось в интересующую нас эпоху подлинным средоточием амулетов. Большинство из них закреплялось в двух симметрично пришитых в верхней части нагрудника петлях, где подвешивались на сухожилиях: матерчатый, как правило, шелковый, мешочек для амулета (обычно палочки орешника). Медвежий коготь, пяточная косточка зайца, олений зуб, рожки косули, крупная раковина каури: мелкие же каури неизменно входили в состав ожерелья, которое крепилось в тех же петлях. Каждая бусина несла сакральное значение: с волнистой полоской вдоль центра — «от: змей», желтая с мелкими глазками — «от оспы», синяя глазчатая — «от сглаза» и т.д. Кроме описанной «наружной» низки, носилась еще одна — «внутренняя», которая оборачивалась вокруг основания шеи, состояла из мелких одноцветных стеклянных бус и не была видна: находилась под платьем.
Размещение амулетов-оберегов по краям одежды (вдоль разреза пазухи, по краям рукавов, по подолу, по краю ворота), т.е. в местах наиболее уязвимых, с точки зрения древнего человека, для проникновения враждебных человеку сил, было принято у многих народов.
Мужскими считались солярные обереги с правосторонней закруткой и обереги в виде фигурок всадников. Семилучевые обереги — священные, связанные с культом Тенгри. Мужские бронзовые перстни с красным камнем.
Кони и вообще все животные амулетов повернуты головой вправо. Всадники амулетов смотрят в обе стороны, а грифон всегда влево. Конь как символ солнца и дня. Если несколько животных изображено, возможно, это смена времени суток или времен года. Перед нами уже знакомое деление на весну — лето и осень — зиму, что для суточного цикла равнозначно дню и ночи. Верблюд как символ ночи и смерти. Герой и медведь — это весеннее равноденствие, а противолежащая пара «лучник — тигр» символизирует осеннее равноденствие. Олень и олениха, — на поверхности, покрытой растительностью, травой, что должно символизировать весну и лето. На противоположной стороне, обозначенной козлом, — голая земля, усеянная валунами, зима. Трилистники дерева жизни всегда обвивают персонажей и защищают их. Главное в нем — годовой цикл с вечной борьбой земного и хтонического, зимы и лета, темного и светлого, дня и ночи. В центре этого непрекращающегося движения — Мировое древо и солнце. Проникновение в главный общестепной сюжет местных особенностей, то есть появление, как мы говорим теперь, «национальной окраски». Та же функция периодического возрождения из состояния побеждавших к концу временного цикла хаоса и смерти, видимо, была заключена в обряде ежедневного возжигания огня двумя правителями Хазарии, имитирующим рождение или освобождение солнца. Позже всех появляются в северокавказских материалах амулеты в виде всадников, так называемые «салтовские лошадки». Более многочисленны амулеты первого типа: всадник, едущий вправо. Фигуры животных, повернутые влево как дань памяти предкам. На отдаленных друг от друга памятниках обширной территории Каганата бытовали одни и те же типы амулетов и очень близкие по типологическому набору и сюжетам рисунки и знаки. И эта система довольно существенно отличалась от принятых в Алании или Волжской Болгарии. Смысловое содержание сюжетов, композиционные особенности, набор маркирующих символов объединяют единством в выраженных в них мифологем сосуды сасанидского стиля, которыми пользовалась знать, более скромные произведения литейщиков, приобретаемые рядовым населением, и графические рисунки и знаки. Те мифологемы, которые можно назвать ведущими для образного строя салтовских амулетов и графики, не были чем-то исключительным.
Характерным украшением женского платья народов Северного Кавказа в раннем средневековье были бусы, хотя в этнографическом костюме они практически отсутствуют. Центры изготовления этих бусин находились в Египте, Сирии и Палестине. Таких бус на Северном Кавказе найдено значительно больше, чем в центрах их производства. Бусины с глазками использовались, очевидно, как обереги от «дурного глаза». Ожерелья наряду с глазчатыми бусинами из желтого и синего стекла включали зуб оленя, косточку персика, плод водяного ореха, камешек с отверстием в центре, амулет-печать из рога серны с солярным изображением, бляшки из раковин. Все составляющие были соединены кожаным шнуром с помощью особой системы узлов. Камешек с естественным отверстием в центре, вероятно, связывался с небесными силами. Амулет из рога серны имел выраженное солярное значение. Маркер наших амулетов - четкий и долгий изгиб шеи птиц, коней и верблюдов. Композиция была приспособлена к местным верованиям и вместо конских головок или птиц с павлиньим венчиком в ней присутствуют вполне реалистично переданные горбоносые верблюжьи морды с круглыми маленькими ушами и протомы водоплавающих птиц.
Ожерелье из раковин моллюсков имело смысл как лечебный амулет. Перламутру (матери жемчуга) многие народы приписывали свойство приносить здоровье, а значит и долголетие, богатство и счастье, привлекать удачу. Раковины как символ луны. Диски из раковин носили на шее, груди и поясе. Раковины каури в качестве амулетов-оберегов у многих народов пришивались на одежду, головные уборы, вплетались в волосы. Морские ракушки, пришитые к шапочке ребенка, с функцией оберега от сглаза. Круглые бронзовые бляшки на лентах как бы заменяли раковины с той же функцией оберега. Диски, найденные на уровне пояса погребенных людей, вполне могли быть вплетены в косы или входить в состав накосных украшений. Данный тип украшений, по данным этнографии, в основном характерен для убора девочек и молодых девушек, еще не вступивших в брак. Таким образом, диски из раковин, найденные на груди захоронений населения хазарской культуры, по-видимому, входили в состав нагрудных украшений девушек-невест и молодых женщин, находящихся в периоде активного осуществления ими репродуктивных функций. В ряде случаев диски из раковины размещались в районе пояса в комплекте с амулетами, туалетной коробочкой, копоушкой, туалетной кисточкой, ножом и т.п. Вероятно, диск из раковины мог быть просто подвешен на шнуре к поясу или украшать сумочку, в которой находились туалетные принадлежности. В данном случае диск из раковины — символ Великой Богини - на поясе женщины вполне мог выступать зрительным маркером принадлежности ее к группе замужних женщин, имеющих детей. Использовали раковины пресноводных моллюсков. Древние степняки знали морские раковины под названием «ухо русалки».
Яркость проявления древнейших представлений в культуре Хазарии иногда поразительна: четырехчастность пространства—времени, образ солнца как летящей по небу птицы и бегущего коня, биполярное движение солнечной ладьи, чаши с космической влагой, момент рождения солнца Богиней, путешествие его по ночному миру под охраной грифона, битва весеннего героя с зимним за освобождение солнца и вод. Каждой сфере жизни был присущ свой излюбленный круг образов и знаков. Гончарные клейма тяготеют к солярному культу; металлические амулеты — к солярному культу и связанной с ним идее плодородия; граффити на стенах Маяцкого городища, на костяных реликвариях и на астрагалах — к мистерии общения с предками; сакральные знаки, оставленные строителями, — к идее упорядоченного мироздания; торевтика раскрывает мифы, лежащие в основе календарных пиршественных обрядов. Очень четко сформулирована идея об округлой природной и четырехугольной человеческой вселенной. Основным маркирующим признаком для горизонтальной схемы
мирового древа должно быть наличие центра. Выделение центра могло достигаться нанесением осей симметрии, которые одновременно
или ограничивали сектора сторон света, или указывали на них. Вавилоны как трехчастность мира и четыре стороны света. Вавилоны отражали идеи того времени о гармонии. Существует более специфичный для VIII - IX вв. и с менее широким ареалом образ, соотносимый с представлением о вселенной, имеющимся в мифологических текстах. Это так называемые «самоварчики», тип амулета, известный, на памятниках как лесостепного аланского, так и степного болгарского варианта салтово-маяцкой культуры. В целом структура композиции наводит на мысль, что подданные Хазарского каганата считали равномерное движение солнца по небу основой обеспечения мирового порядка.
Для древности пограничная связь между украшениями и амулетами очень тонка. Часто любой элемент украшения был одновременно амулетом или талисманом. Сугубо женскими считались талисманы из костей зайца и лисы (связаны с женской магией плодородия). Кости зайца, прикрепленные к поясу, использовались для привлечения «фарна», обозначавшего в иранской традиции удачу. Символ лисы — покровительница женщин. Медвежьи когти, зубы и шерсть народы Северного Кавказа использовали как обереги, призванные оградить владельца от дурного глаза и злых духов. Специфически женскими амулетами, связанными с растительной магией, являлись орехи. На Кавказе народные поверья наделяли ореховое дерево особыми магическими свойствами. Ему приписывали способность избавлять от недугов, женского бесплодия, детских болезней и т.п. В более позднее время лесные орехи заключались в серебряные оправы и использовались в качестве подвесок, которые, несомненно, выполняли функции оберега. Зафиксированы обереги, нашитые на одежду или закрепленные в специальных мешочках на поясе у мужчин или на левом плече платья у женщин. Они представляли собой палочки орешника или таволги. Плод и само персиковое дерево были наделены очистительными функциями, помогавшими избавиться от злых духов и болезней.
В убранство женского костюма входили браслеты, перстни и серьги. Браслеты и перстни выполняли не только декоративную функцию. Круг вообще считался оковами для духов, руки женщины, на которых не было хотя бы одного кольца, считались ритуально нечистыми.
Амулеты сопровождали касогов при жизни и после смерти: колесообразные с четырьмя или семью спицами; соколиные головки; грифоны с всадниками; с парными птичьими или верблюжьими головами; с конем и хищной птицей; когти хищных животных, просверленные косточки лап лисы, зайца, бобра; клыки волка и лисы; подвески из рыбьих позвонков и из янтаря. Чаще всего использовали клыки и когти животных. Бронзовые маленькие зеркала-амулеты. Все амулеты находят в женских захоронениях. На поясе умерших крепили железные звенящие кольца-ботала. Большие бронзовые бубенчики на одежде и на сбруе. У коней на сбруе и собак на ошейнике тоже висели колокольчики-обереги (изыхи). На шапочках тоже носили бронзовые и посеребренные нашивки-мониста. У касожских детей тоже были куклы.
Двузубцы и трезубцы на кирпичах как символ государственной принадлежности. Всякое отверстие нуждалось в обереге проникновения от злых сил. Кирпич с магическими знаками могли даже в могилу умершего покласть для защиты его духа. Знак «решетка» как оберег дома и рода. Знак «лесенка» как символ удачной охоты, но также для ловли душ заболевших людей. Знаки «елочка» и «горизонтальные линии» означают мировое древо. «Ромб» - символ плодородия. «Крест», «четырехлистник» — солнце. «Квадрат» — схема горизонтального мира. Знаки на игральных костях помогали шаману найти способ решения проблемы или излечения болезни. Существовали костяные трубки-пеналы с нанесенной магической символикой в качестве оберега дома. Их подвешивали за отверстия где-то в жилом помещении. Когда умирал глава семьи пенал хоронили вместе с ним и дарами духу предка. В скрытой от посторонних глаз коробочке или трубке носили какого-нибудь божка. Даже открывать такую коробочку можно было раз в год и попросить что-то у божка. Открыто носили амулеты маркировки статуса и устрашения. Амулеты пожеланий и защиты прятали от глаз. На посуде и кирпичах не принято было рисовать растительный узор и объекты нижнего мира. В раннее средневековье сохраняется восточная традиция трактовки образа грифона как доброго, служащего человеку и покровительствующего ему существа. Образ грифона в сознании аборигена южнорусской степи середины X в. как гаранта правильной смены вегетационного цикла. Набор амулетов собирался с конкретными целями. Парные символы — удвоение жалаемого. Самые важные амулеты — солярная символика. «Рыба» и «змея» означали загробный нижний мир. Водное растение лотос изображали как связь нижнего и верхнего мира. Перья филина считались оберегом. Магические игральные кости-астрагалы Хазарии схожи с древнерусскими. Магичные знаки рисовали карту мироздания, духов-помощников, давали возможность общаться с божественными силами. Рисунки с шествиями зверей, заштрихованные треугольники, ленты на шеях — исключительно северокавказская традиция. Птицы на бляшках поясов — хищные, а на амулетах — водоплавающие. Водоплавающая птица являлась символом власти над земным миром, тогда как хищная птица неизменно ассоциировалась с высшим миром. То сеть орел над нартом в эпосе обозначал божье покровительство.
Амулеты касогов, алан, булгар Хазарского каганата имели схожий внешний вид и несли схожую смысловую нагрузку. Новое государство в начале своего пути проводило курс на единый языческий культ Тенгри, который смог бы объединить разноплеменных и разноверующих степняков огромного каганата в единое целое. Население любой Орды делилось на «белых» и «черных», первые служили с оружием в руках, вторые платили налоги и сборы. Касоги, как последователи культа Тенгри, несли войсковую службу и являлись привилегированной частью общества, то есть «степными рыцарями».
Женское платье, как и платье девочек, являлось в интересующую нас эпоху подлинным средоточием амулетов. Большинство из них закреплялось в двух симметрично пришитых в верхней части нагрудника петлях, где подвешивались на сухожилиях: матерчатый, как правило, шелковый, мешочек для амулета (обычно палочки орешника). Медвежий коготь, пяточная косточка зайца, олений зуб, рожки косули, крупная раковина каури: мелкие же каури неизменно входили в состав ожерелья, которое крепилось в тех же петлях. Каждая бусина несла сакральное значение: с волнистой полоской вдоль центра — «от: змей», желтая с мелкими глазками — «от оспы», синяя глазчатая — «от сглаза» и т.д. Кроме описанной «наружной» низки, носилась еще одна — «внутренняя», которая оборачивалась вокруг основания шеи, состояла из мелких одноцветных стеклянных бус и не была видна: находилась под платьем.
Размещение амулетов-оберегов по краям одежды (вдоль разреза пазухи, по краям рукавов, по подолу, по краю ворота), т.е. в местах наиболее уязвимых, с точки зрения древнего человека, для проникновения враждебных человеку сил, было принято у многих народов.
Мужскими считались солярные обереги с правосторонней закруткой и обереги в виде фигурок всадников. Семилучевые обереги — священные, связанные с культом Тенгри. Мужские бронзовые перстни с красным камнем.
Кони и вообще все животные амулетов повернуты головой вправо. Всадники амулетов смотрят в обе стороны, а грифон всегда влево. Конь как символ солнца и дня. Если несколько животных изображено, возможно, это смена времени суток или времен года. Перед нами уже знакомое деление на весну — лето и осень — зиму, что для суточного цикла равнозначно дню и ночи. Верблюд как символ ночи и смерти. Герой и медведь — это весеннее равноденствие, а противолежащая пара «лучник — тигр» символизирует осеннее равноденствие. Олень и олениха, — на поверхности, покрытой растительностью, травой, что должно символизировать весну и лето. На противоположной стороне, обозначенной козлом, — голая земля, усеянная валунами, зима. Трилистники дерева жизни всегда обвивают персонажей и защищают их. Главное в нем — годовой цикл с вечной борьбой земного и хтонического, зимы и лета, темного и светлого, дня и ночи. В центре этого непрекращающегося движения — Мировое древо и солнце. Проникновение в главный общестепной сюжет местных особенностей, то есть появление, как мы говорим теперь, «национальной окраски». Та же функция периодического возрождения из состояния побеждавших к концу временного цикла хаоса и смерти, видимо, была заключена в обряде ежедневного возжигания огня двумя правителями Хазарии, имитирующим рождение или освобождение солнца. Позже всех появляются в северокавказских материалах амулеты в виде всадников, так называемые «салтовские лошадки». Более многочисленны амулеты первого типа: всадник, едущий вправо. Фигуры животных, повернутые влево как дань памяти предкам. На отдаленных друг от друга памятниках обширной территории Каганата бытовали одни и те же типы амулетов и очень близкие по типологическому набору и сюжетам рисунки и знаки. И эта система довольно существенно отличалась от принятых в Алании или Волжской Болгарии. Смысловое содержание сюжетов, композиционные особенности, набор маркирующих символов объединяют единством в выраженных в них мифологем сосуды сасанидского стиля, которыми пользовалась знать, более скромные произведения литейщиков, приобретаемые рядовым населением, и графические рисунки и знаки. Те мифологемы, которые можно назвать ведущими для образного строя салтовских амулетов и графики, не были чем-то исключительным.
Характерным украшением женского платья народов Северного Кавказа в раннем средневековье были бусы, хотя в этнографическом костюме они практически отсутствуют. Центры изготовления этих бусин находились в Египте, Сирии и Палестине. Таких бус на Северном Кавказе найдено значительно больше, чем в центрах их производства. Бусины с глазками использовались, очевидно, как обереги от «дурного глаза». Ожерелья наряду с глазчатыми бусинами из желтого и синего стекла включали зуб оленя, косточку персика, плод водяного ореха, камешек с отверстием в центре, амулет-печать из рога серны с солярным изображением, бляшки из раковин. Все составляющие были соединены кожаным шнуром с помощью особой системы узлов. Камешек с естественным отверстием в центре, вероятно, связывался с небесными силами. Амулет из рога серны имел выраженное солярное значение. Маркер наших амулетов - четкий и долгий изгиб шеи птиц, коней и верблюдов. Композиция была приспособлена к местным верованиям и вместо конских головок или птиц с павлиньим венчиком в ней присутствуют вполне реалистично переданные горбоносые верблюжьи морды с круглыми маленькими ушами и протомы водоплавающих птиц.
Ожерелье из раковин моллюсков имело смысл как лечебный амулет. Перламутру (матери жемчуга) многие народы приписывали свойство приносить здоровье, а значит и долголетие, богатство и счастье, привлекать удачу. Раковины как символ луны. Диски из раковин носили на шее, груди и поясе. Раковины каури в качестве амулетов-оберегов у многих народов пришивались на одежду, головные уборы, вплетались в волосы. Морские ракушки, пришитые к шапочке ребенка, с функцией оберега от сглаза. Круглые бронзовые бляшки на лентах как бы заменяли раковины с той же функцией оберега. Диски, найденные на уровне пояса погребенных людей, вполне могли быть вплетены в косы или входить в состав накосных украшений. Данный тип украшений, по данным этнографии, в основном характерен для убора девочек и молодых девушек, еще не вступивших в брак. Таким образом, диски из раковин, найденные на груди захоронений населения хазарской культуры, по-видимому, входили в состав нагрудных украшений девушек-невест и молодых женщин, находящихся в периоде активного осуществления ими репродуктивных функций. В ряде случаев диски из раковины размещались в районе пояса в комплекте с амулетами, туалетной коробочкой, копоушкой, туалетной кисточкой, ножом и т.п. Вероятно, диск из раковины мог быть просто подвешен на шнуре к поясу или украшать сумочку, в которой находились туалетные принадлежности. В данном случае диск из раковины — символ Великой Богини - на поясе женщины вполне мог выступать зрительным маркером принадлежности ее к группе замужних женщин, имеющих детей. Использовали раковины пресноводных моллюсков. Древние степняки знали морские раковины под названием «ухо русалки».
Яркость проявления древнейших представлений в культуре Хазарии иногда поразительна: четырехчастность пространства—времени, образ солнца как летящей по небу птицы и бегущего коня, биполярное движение солнечной ладьи, чаши с космической влагой, момент рождения солнца Богиней, путешествие его по ночному миру под охраной грифона, битва весеннего героя с зимним за освобождение солнца и вод. Каждой сфере жизни был присущ свой излюбленный круг образов и знаков. Гончарные клейма тяготеют к солярному культу; металлические амулеты — к солярному культу и связанной с ним идее плодородия; граффити на стенах Маяцкого городища, на костяных реликвариях и на астрагалах — к мистерии общения с предками; сакральные знаки, оставленные строителями, — к идее упорядоченного мироздания; торевтика раскрывает мифы, лежащие в основе календарных пиршественных обрядов. Очень четко сформулирована идея об округлой природной и четырехугольной человеческой вселенной. Основным маркирующим признаком для горизонтальной схемы
мирового древа должно быть наличие центра. Выделение центра могло достигаться нанесением осей симметрии, которые одновременно
или ограничивали сектора сторон света, или указывали на них. Вавилоны как трехчастность мира и четыре стороны света. Вавилоны отражали идеи того времени о гармонии. Существует более специфичный для VIII - IX вв. и с менее широким ареалом образ, соотносимый с представлением о вселенной, имеющимся в мифологических текстах. Это так называемые «самоварчики», тип амулета, известный, на памятниках как лесостепного аланского, так и степного болгарского варианта салтово-маяцкой культуры. В целом структура композиции наводит на мысль, что подданные Хазарского каганата считали равномерное движение солнца по небу основой обеспечения мирового порядка.
Для древности пограничная связь между украшениями и амулетами очень тонка. Часто любой элемент украшения был одновременно амулетом или талисманом. Сугубо женскими считались талисманы из костей зайца и лисы (связаны с женской магией плодородия). Кости зайца, прикрепленные к поясу, использовались для привлечения «фарна», обозначавшего в иранской традиции удачу. Символ лисы — покровительница женщин. Медвежьи когти, зубы и шерсть народы Северного Кавказа использовали как обереги, призванные оградить владельца от дурного глаза и злых духов. Специфически женскими амулетами, связанными с растительной магией, являлись орехи. На Кавказе народные поверья наделяли ореховое дерево особыми магическими свойствами. Ему приписывали способность избавлять от недугов, женского бесплодия, детских болезней и т.п. В более позднее время лесные орехи заключались в серебряные оправы и использовались в качестве подвесок, которые, несомненно, выполняли функции оберега. Зафиксированы обереги, нашитые на одежду или закрепленные в специальных мешочках на поясе у мужчин или на левом плече платья у женщин. Они представляли собой палочки орешника или таволги. Плод и само персиковое дерево были наделены очистительными функциями, помогавшими избавиться от злых духов и болезней.
В убранство женского костюма входили браслеты, перстни и серьги. Браслеты и перстни выполняли не только декоративную функцию. Круг вообще считался оковами для духов, руки женщины, на которых не было хотя бы одного кольца, считались ритуально нечистыми.
Амулеты сопровождали касогов при жизни и после смерти: колесообразные с четырьмя или семью спицами; соколиные головки; грифоны с всадниками; с парными птичьими или верблюжьими головами; с конем и хищной птицей; когти хищных животных, просверленные косточки лап лисы, зайца, бобра; клыки волка и лисы; подвески из рыбьих позвонков и из янтаря. Чаще всего использовали клыки и когти животных. Бронзовые маленькие зеркала-амулеты. Все амулеты находят в женских захоронениях. На поясе умерших крепили железные звенящие кольца-ботала. Большие бронзовые бубенчики на одежде и на сбруе. У коней на сбруе и собак на ошейнике тоже висели колокольчики-обереги (изыхи). На шапочках тоже носили бронзовые и посеребренные нашивки-мониста. У касожских детей тоже были куклы.
Двузубцы и трезубцы на кирпичах как символ государственной принадлежности. Всякое отверстие нуждалось в обереге проникновения от злых сил. Кирпич с магическими знаками могли даже в могилу умершего покласть для защиты его духа. Знак «решетка» как оберег дома и рода. Знак «лесенка» как символ удачной охоты, но также для ловли душ заболевших людей. Знаки «елочка» и «горизонтальные линии» означают мировое древо. «Ромб» - символ плодородия. «Крест», «четырехлистник» — солнце. «Квадрат» — схема горизонтального мира. Знаки на игральных костях помогали шаману найти способ решения проблемы или излечения болезни. Существовали костяные трубки-пеналы с нанесенной магической символикой в качестве оберега дома. Их подвешивали за отверстия где-то в жилом помещении. Когда умирал глава семьи пенал хоронили вместе с ним и дарами духу предка. В скрытой от посторонних глаз коробочке или трубке носили какого-нибудь божка. Даже открывать такую коробочку можно было раз в год и попросить что-то у божка. Открыто носили амулеты маркировки статуса и устрашения. Амулеты пожеланий и защиты прятали от глаз. На посуде и кирпичах не принято было рисовать растительный узор и объекты нижнего мира. В раннее средневековье сохраняется восточная традиция трактовки образа грифона как доброго, служащего человеку и покровительствующего ему существа. Образ грифона в сознании аборигена южнорусской степи середины X в. как гаранта правильной смены вегетационного цикла. Набор амулетов собирался с конкретными целями. Парные символы — удвоение жалаемого. Самые важные амулеты — солярная символика. «Рыба» и «змея» означали загробный нижний мир. Водное растение лотос изображали как связь нижнего и верхнего мира. Перья филина считались оберегом. Магические игральные кости-астрагалы Хазарии схожи с древнерусскими. Магичные знаки рисовали карту мироздания, духов-помощников, давали возможность общаться с божественными силами. Рисунки с шествиями зверей, заштрихованные треугольники, ленты на шеях — исключительно северокавказская традиция. Птицы на бляшках поясов — хищные, а на амулетах — водоплавающие. Водоплавающая птица являлась символом власти над земным миром, тогда как хищная птица неизменно ассоциировалась с высшим миром. То сеть орел над нартом в эпосе обозначал божье покровительство.
Амулеты касогов, алан, булгар Хазарского каганата имели схожий внешний вид и несли схожую смысловую нагрузку. Новое государство в начале своего пути проводило курс на единый языческий культ Тенгри, который смог бы объединить разноплеменных и разноверующих степняков огромного каганата в единое целое. Население любой Орды делилось на «белых» и «черных», первые служили с оружием в руках, вторые платили налоги и сборы. Касоги, как последователи культа Тенгри, несли войсковую службу и являлись привилегированной частью общества, то есть «степными рыцарями».
Комментариев нет:
Отправить комментарий